В.Е. Карасик, Е.Е. Мухина, В.М. Орлов
2
предъявляемым к ним требованиям вследствие отсутствия надежной
визуальной информации о пространственном положении самолета.
Определенные шаги в направлении визуализации изображений —
использование ТВ-систем, позволяющих летчику видеть взлетно-
посадочную полосу (ВПП) в условиях ограниченной видимости, си-
стемы отображений информации на лобовом стекле кабины самоле-
та, голографический индикатор посадки — не нашли широкого при-
менения из-за технической сложности их эксплуатации.
Успешная и безопасная посадка самолета в условиях плохой ви-
димости возможна только при комплексном использовании радио-
технических и светотехнических средств, причем на последнем этапе
посадки светотехнические средства имеют решающее значение, поз-
воляя при их обнаружении перейти от полета по приборам и радио-
маякам к визуальной ориентировке по этим светотехническим сред-
ствам. Летная практика показывает, что для безопасной и уверенной
посадки самолета переход на визуальный полет должен осуществ-
ляться с расстояний от 2,5 до 3,0 км.
Наиболее эффективным путем решения задачи повышения эф-
фективности и безопасности полетов является создание более точных
систем ближнего ориентирования, обеспечивающих надежную визу-
альную информацию о пространственном положении самолета в раз-
личных метеоусловиях, и прежде всего в условиях ограниченной ви-
димости. Приведенным требованиям могут удовлетворять системы
световой навигации с использованием лазеров в качестве световых
маяков. Установлено [1], что контраст и дальность видения про-
странственных ориентиров, формируемых рассеянным лазерным из-
лучением, существенно превышают аналогичные характеристики ма-
яков, использующих точечные или слабоколлимированные источни-
ки света. Отмеченный фактор вместе с высокой направленностью
лазерного пучка, относительно малой зависимостью траектории его
распространения от особенностей рельефа местности и метеорологи-
ческих условий обусловливают перспективность использования ла-
зеров для создания точных систем навигации и ориентирования.
Устройства, реализующие способы ориентирования по рассеян-
ному атмосферой излучению от лазерного пучка, обладают рядом
принципиальных недостатков, которые ограничивают их использо-
вание на практике. Эти недостатки связаны с физической природой
явления рассеяния. Контраст между яркостью распространяющегося
в атмосфере пучка, обусловленный рассеянием, и фоном, на котором
пучок наблюдается, достигает пороговых значений лишь в темное
время суток. При этом в сумерках лазерный пучок виден только под
углами, близкими к направлению его распространения, при которых
интенсивность рассеянного света относительно велика. С увеличени-