Оценка предельной дальности видимости маяков и пространственных ориентиров лазерной курсоглиссадной системы в различных метеоусловиях - page 1

Оценка предельной дальности видимости маяков и пространственных ориентиров…
1
УДК 527.8:535.361
Оценка предельной дальности видимости маяков
и пространственных ориентиров лазерной
курсоглиссадной системы в различных метеоусловиях
© В.Е. Карасик, Е.Е. Мухина, В.М. Орлов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Уникальные свойства лазерного излучения, и в первую очередь малая угловая рас-
ходимость, обеспечивают возможность использования лазеров для навигационных
систем посадки самолетов. Даже относительно маломощный лазер позволяет
создавать маяки, дальность действия которых превышает дальнодействие тра-
диционных навигационных огней с лампами накаливания мощностью несколько
киловатт. Особенно ярко преимущество лазерных маяков проявляется в условиях
плохой видимости из-за специфики распространения лазерного излучения в атмо-
сфере.
На основе использования уравнения переноса излучения в атмосфере разработана
методика расчета дальности видимости курсовых и глиссадных маяков лазерной
системы посадки самолетов «Глиссада», а также определение видимой длины
пространственных ориентиров, создаваемых этими маяками за счет рассеяния
лазерного излучения в атмосфере. Понятие «видимость пучков» определялось из
условия превышения порогового цветового контраста, уровень которого зависит
от яркости фона. При расчете дальности видимости лазерных маяков и про-
странственных ориентиров для малых оптических толщин хорошим приближени-
ем решения уравнения переноса яркости является приближение однократного рас-
сеяния. На основе данного приближения проведен цикл расчетов для атмосферной
дымки с метеорологической дальностью видимости S
м
в диапазоне от 1 до 5 км.
Для туманов средней плотности при S
м
в диапазоне 0,3…1,0 км расчет проводился
с учетом многократного рассеяния.
Ключевые слова:
курсоглиссадная система, дальность видимости, уравнение пе-
реноса, лазерный маяк, однократное рассеяние, малоугловое приближение, мето-
дика расчета.
Введение.
В настоящее время одной из актуальных задач авиа-
ции является повышение безопасности полетов, особенно на этапе
посадки самолета. Современные взлетно-посадочные системы непре-
рывно совершенствуются в целях улучшения характеристик различ-
ных функционально обособленных систем (курсоглиссадные радио-
системы, системы огней подхода и приближения, системы радиомар-
кёрных маяков и др.), а также создания новых систем, позволяющих
обеспечить автоматический режим захода самолета на посадку.
Все находящиеся в эксплуатации на сегодняшний день посадоч-
ные системы, включая международную, не могут удовлетворить
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...14
Powered by FlippingBook