Л.М. Будовская, В.И. Тимонин
2
наглядно представить результаты решения задач. Кроме того, эти па-
кеты можно успешно использовать не только в математике, но и в
физике, теоретической механике и других дисциплинах.
Конечно, использование математических пакетов связано с рядом
проблем. Во-первых, лицензионные версии пакетов стоят достаточно
дорого и не все студенты могут их приобрести для работы дома, хотя
эту проблему можно решить, если работать с ними в вузе.
Во-вторых, внедрение этих пакетов связано с изучением правил
работы в пакете, изучением интерфейса. В курсе информатики эти
пакеты не изучаются, а в других дисциплинах время на эти работы не
выделяется. Еще одним серьезным, но вполне преодолимым препят-
ствием к использованию пакетов является отсутствие в аудитории
компьютеров.
В-третьих, отсутствие должной квалификации у педагогов, хотя
эту проблему можно решить, организовав курсы на факультете по-
вышения квалификации.
Еще одной проблемой применения математических пакетов в
преподавании математики является недостаточное их методическое
сопровождение. В последнее время появилось много книг, описыва-
ющих функциональные возможности пакетов с примерами из раз-
личных областей знаний [3,4]. Но очень мало книг, которые можно
использовать как учебную и методическую литературу для отдель-
ных курсов и дисциплин в процессе обучения в вузе. При этом слож-
ность работы в пакете должна соответствовать поставленным зада-
чам. Так, например, для решения статистических задач не всегда
надо использовать такой мощный статистический пакет, как SAS, а
можно применять пакет Statistica. В то же время для магистров и ас-
пирантов надо уже использовать пакет SAS как более мощный ин-
струмент для анализа данных.
Надо отметить, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана математические
пакеты используют при изучении численных методов [5, 6], других
дисциплин [7, 8], а также при выполнении курсовых работ и проектов
на некоторых спецкафедрах. Конечно, препятствием для широкого
использования пакетов является как недостаточная оснащенность
компьютерами, так и отсутствие должной квалификации у педагогов.
Такое отставание в этой области приводит к тому, что выпускник ву-
за не владеет современными компьютерными технологиями.
В настоящее время существует достаточно много программ (па-
кетов) для решения математических задач [9]. Они отличаются коли-
чеством охватываемых функций, графическими возможностями, ка-
чеством и удобством интерфейса с пользователем, возможностью
обмена данными с другими пакетами, областью применения и дру-
гими характеристиками.
Условно эти пакеты можно разбить на две группы: программы
символьной математики и программы численного решения задач.
Программы численного решения задач предназначены для решения