1
УДК 518.12
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Л.М. Будовская, В.И. Тимонин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются проблемы внедрения и использования математиче-
ских пакетов в математических дисциплинах и при выполнении курсовых и ди-
пломных работ студентами как математических, так и инженерных специально-
стей. Одной из важных проблем является недостаточное методическое сопро-
вождение пакетов. Рассмотрены наиболее известные и широко используемые
математические пакеты MathСAD, MATLAB, Mathematica и Maple в ОС Windows и
их применение в преподавании общего курса математики, численных методов,
многомерного статистического анализа и других дисциплин. Для каждого пакета
приводятся их возможности, достоинства и недостатки. Даются рекомендации,
в каких дисциплинах более эффективно их использовать. Приведены примеры вы-
полнения заданий по линейной алгебре студентами первого курса и лабораторных
работ по численным методам студентами второго курса МГТУ им. Н.Э. Баумана
с использованием пакета MathCAD.
Для старших курсов рассмотрены пакеты, предназначенные для обработки дан-
ных и их анализа.
Ключевые слова:
компьютерные технологии, символические вычисления, стати-
стические пакеты.
Введение
. Стремительное развитие вычислительной техники, по-
явление целого ряда математических пакетов диктуют изменения
в построении и изучении курсов математики как в школах, так и в
вузах. Особенно остро стоит проблема в высшей школе: ограничен-
ность количества учебных часов, с одной стороны, и растущий поток
информации, с другой стороны, приводят не только к необоснован-
ному сокращению курса математики в вузах, но и к отсутствию
навыков работы с математическими пакетами, что, к сожалению, ска-
зывается на профессиональной подготовке будущих инженеров и
ученых для работы на современном уровне [1, 2].
Использование математических пакетов надо начинать с базового
курса математики на младших курсах, а затем продолжать в таких
дисциплинах, как «Численные методы», «Теория вероятности и ма-
тематическая статистика», «Планирование эксперимента», «Теория
массового обслуживания», «Моделирование систем» и в других дис-
циплинах на старших курсах. Использование математических паке-
тов органично дополнило бы изучение ряда дисциплин и сократило
бы время на выполнение курсовых и дипломных проектов. С их по-
мощью студенты могли бы проверить результаты решения задач, вы-
полненные вручную. Развитая в этих пакетах графика позволяет