В помощь студенту и молодому преподавателю - page 1

УДК 378
В помощь студенту и молодому преподавателю
c
Э.П. Казанджан
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены некоторые стандартные ситуации, в которых неизбежно оказыва-
ется любой преподаватель в процессе своей деятельности. Автор, педагог более
чем с 40-летним стажем, предлагает вниманию молодых коллег свое восприятие
подобных ситуаций и, никому ничего не навязывая, пытается помочь коллегам
вырабатывать свои индивидуальные алгоритмы поведения.
Ключевые слова
:
преподавание математики, педагогический прием, оценка,
исследование функции, логика.
Введение.
У большинства начинающих учиться в вузе первокурс-
ников обычно присутствует повышенная доверчивость к истинности
и логической безупречности тех сведений, которые им сообщают пре-
подаватели [1]. Это относится ко всем изучаемым дисциплинам, в том
числе и к математике. В то же время преподаватели математики, осо-
бенно молодые, часто излишне верят в непогрешимость и методиче-
ское совершенство учебников и учебных пособий, которыми они ру-
ководствуются в своей работе. Многолетний опыт преподавания убеж-
дает, что неформальное изложение материала и рассмотрение в виде
«лирических отступлений» нестандартных ситуаций с привлечением
аналогий и ассоциаций из областей, казалось бы непосредственно не
связанных с математикой, вызывает у студентов повышенный интерес
к предмету и способствует развитию у них логического мышления
и практических навыков применения математики [2].
Нужно сказать, что спланировать заранее включение соответству-
ющих «лирических отступлений» в канву такой дисциплины, как
математика, достаточно сложно. Это требует от преподавателя опре-
деленных навыков импровизации несмотря на то, что многие ситуа-
ции, в которых целесообразно использовать такие отступления, носят
более или менее стандартный характер. Для таких ситуаций полезно
иметь набор «домашних заготовок». Как показывает практика, чем
больше заготовок, тем лучше удаются и экспромты (которые в случае
удачи иногда переходят в разряд заготовок). Не претендуя на строй-
ную классификацию, приведем некоторые, в том числе шутливые
и даже близкие к жанру анекдотов, заготовки, которые могут быть
полезны молодым преподавателям и одновременно дадут возмож-
ность студентам более критично воспринимать изучаемый материал
1
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook