В помощь студенту и молодому преподавателю
либо принесите справку из поликлиники, что вы – идиот. Без потреб-
ности делать оценку студент не станет инженером, даже если он будет
знать всю мировую математику.
У большинства первокурсников практически отсутствует чувство
числа. Да и откуда ему быть, если школьные учебники пишут чистые
математики, а подавляющее большинство преподавателей никогда ин-
женерами не работали. Банальная ситуация: студент что-то посчитал,
получил результат, скажем,
ln 2 + 7
. Мне это не нравится — все вер-
но, а ответ плохой, «невкусный». Непонятно? Тогда прошу подойти
к столу, достаю кошелек, выкладываю несколько монет на стол, спра-
шиваю, сколько здесь денег? Ответ: 5 рублей 20 копеек. Тогда еще
вопрос — а почему Вы не говорите 20 копеек 5 рублей? Ответ ясен:
рубль важнее копейки. Но тогда столь же ясно, что полученный ре-
зультат гораздо лучше смотрится в виде:
7 + ln 2
— ведь первое сла-
гаемое в 10 раз больше второго. Ну что же это за инженер, если он
этого не чувствует?
Студент сдает тетрадь с домашним заданием, где он насчитал от-
рицательную площадь или объем, или вероятность больше единицы,
или отрицательную дисперсию, ну, словом, что-нибудь заведомо бре-
довое. Я не сторонник грубости, но в таких случаях «врубаю» со всей
откровенностью: ошиблись адресом, дорогой, такие результаты надо
нести не преподавателю, а отправлять в Одессу, на фестиваль юмора.
Еще в некоторых ситуациях я считаю жесткость вполне уместной.
Если студент проявляет равнодушное небрежение каким-либо важней-
шим вопросом, скажем, графиками (или формулой Тейлора, или. . . ),
я не особенно церемонюсь и мягко безапелляционно ему заявляю: ес-
ли Вы не любите графики, то должны хотя бы делать вид, что Вы их
любите.
Огромная психологическая трудность — черчение. Точнее — от-
ношение к чертежу. Дело в том, что математику особенно красивый
чертеж не нужен, годится быстрый («небрежный») набросок, лишь
принципиально верный. Возникает противоречие между требования-
ми к чертежу на разных занятиях: на черчении будут ругать за небреж-
ный чертеж, а я на математике — за слишком красивый. Противоречие
тут, впрочем, кажущееся. А. Эйнштейн говорил в подобных случаях:
«Оставим элегантность портным». И ясно почему: на черчении че-
ртеж это финал, а на математике — старт. Красота ведь требует вре-
мени, а лишнего времени у математика нет. (Вспоминается старый
анекдот на эту тему. Беседуют два приятеля. Один восхищенно гово-
рит другому — твоя жена выглядит так же красиво, как и 10 лет назад.
Тот в ответ — да, но сейчас ей для этого требуется тратить времени
ежедневно на час больше.)
7