Э.П. Казанджан
и убеждаться в универсальности математических подходов не только
в научно-технических приложениях, но и в повседневной жизни.
Необходимо предупредить, что последующее изложение не грешит
логической стройностью (все это, по выражению Л. Кэрролла, строго
как попало).
Первая заповедь для первокурсника: обучение в вузе — это боль-
шой и напряженный труд, связанный с упорной и регулярной работой.
Несколько фактов на тему трудолюбия.
Самые великие физики (И. Ньютон, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн,
П. Дирак) на вопрос, как им удались их выдающиеся достижения, от-
вечали примерно одинаково: они просто много думали об этом. Ана-
логичный пример из области искусства — С. Рихтер на вопрос о своих
секретах ответил: «Я просто много играл, вот и все».
Уместно вспомнить публичную лекцию И. П. Павлова «Об уме»,
прочитанную им в апреле 1918 г. в Петроградском женском медицин-
ском институте. И. П. Павлов восхищается великим Г. Гельмгольцем:
«. . . когда он ставил перед собою какую-нибудь задачу, он не мог уже
от нее отделаться, она преследовала его постоянно, пока он ее не раз-
решал. Вы видите, следовательно, что это упорство, эта сосредоточен-
ность мысли есть общая черта ума от великих до маленьких людей,
черта, обеспечивающая успешность работы ума.»
И в заключение: «настоящий ум — это есть ясное, правильное ви-
дение действительности, познание числа (подчеркнуто мной — Э. К.)
и состава этой действительности. Такое познание дает нам возмож-
ность предсказывать ее — эту действительность и воспроизводить ее
в том размере, насколько это возможно по техническим средствам».
Юрий Олеша пишет, что он хорошо помнит день, когда бросил
в мусорную корзину трехсотый лист с началом «Зависти». Но уж зато
окончательный вариант был таков, что ошеломил всех литературных
критиков.
Великого итальянского трагика Сальвини спросили, как ему так
выразительно удалась одна реплика в «Гамлете»: «Я прочитал ее 800
раз и, наконец, понял ее смысл».
Крылатая фраза конца позапрошлого века — что дворянам далось
даром, разночинцам стоило молодости. Среди нынешних студентов
дворян практически нет, нужно «отщипывать» кусочки своей молодо-
сти, а это невероятно трудно психологически.
Ж. Ренар писал в своем дневнике в 1887 г.: «Талант — вопрос коли-
чества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы
написать их триста. Нет такого романа, который не мог бы родиться
в самом заурядном воображении; нет такой фразы, которую не мог
2