В помощь студенту и молодому преподавателю - page 6

Э.П. Казанджан
1. Два ультракоротких стихотворения Б. Заходера из цикла о животных.
Серый еж в лесах Кавказа
Как-то встретил Дикобраза.
— Ну и ну! — воскликнул еж. —
На кого же ты похож!
Здесь, строго говоря, еще не оценка, а только подход к ней, да и то
лишь качественный. Но поэтические животные способны и на коли-
чественную оценку.
Осел увидел Кабана:
— Да, неплохая ветчина!
Да жаль, у этой ветчины
Клыки такой величины.
Даром что Осел — а ведь так четко все просчитал-проинтегрировал
и принял разумное решение!
2. Эпизод из повести Бальзака «Кузина Бетта» (или «Кузен Понс»).
Мужчина в разговоре с соседкой негодует по весьма банальному по-
воду — женской неверности. Клокоча благородным гневом, он с воз-
мущением утверждает, что женщин, изменяющих мужьям, надо пуб-
лично сжигать на костре. На что трезвомыслящая соседка, мгновенно
оценив ситуацию, недоуменно возражает — где ж напасешь столько
дров?
3. Рафаэль написал портрет для одного монастыря за условленную
цену 90 скуди. По окончании работы монахов обуяли сомнения — не
дорого ли? Пригласили Микеланджело посоветоваться. Тот взглянул
и сказал — одна вот эта коленка стоит 90 скуди, а все остальное вы
получили бесплатно.
4. Нильс Бор вполне мог задать своему ученику вопрос: сколько
настройщиков роялей в Чикаго? Знать это он не должен (бесполезная
информация), а вот суметь оценить — обязан. Такова жизнь физика —
постоянно оказываясь в мало- или вовсе незнакомой ситуации, нужно
суметь в ней хоть как-то сориентироваться.
5. Тиграна Петросяна (тогдашнего чемпиона мира) спросили: чем
выражается класс шахматиста? Ответ — оценкой позиции.
Студент, вычисливший определенный интеграл и не испытываю-
щий потребности его оценить, подобен женщине, которая выходя из
дома не смотрится в зеркало. В такой ситуации уместно вспомнить
слова незабвенного Швейка: «Осмелюсь доложить — я идиот». Ди-
лемма для студента: либо делайте оценку (интеграла и вообще. . . ),
6
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook