В помощь студенту и молодому преподавателю - page 4

Э.П. Казанджан
Труднее всего даются простейшие профессиональные заповеди:
1) увидел квадратный трехчлен — выдели полный квадрат;
2) увидел в отношении многочленов, что степень числителя боль-
ше или равна степени знаменателя (непорядок!) — подели числитель
на знаменатель: что поделится — то поделится, а в остатке уже сте-
пень числителя будет строго меньше степени знаменателя (вот это
порядок!);
3) увидел дробь — поищи, не обращается ли где знаменатель в нуль;
4) увидел функцию — «прощупай» ее на предмет симметрии и пе-
риодичности; если есть — хорошо, значит, бог тебя любит и шлет
подарок (а если «зевнешь» — смотри, может сработать закон диалек-
тики: если игнорируешь то, что посылает тебе бог, то он перестанет
посылать);
5) получил результат (любой) — оцени (необходимо «взять на
вооружение» гениальную фразу (собственно, правило) из романа
В. Богомолова «Момент истины» — качай на косвенных!).
Все это неписаные законы, но они существуют всюду, в любом
деле — свои. У лесников — лес шума не любит; в цирке и в балете
— умирай, но улыбайся; в шахматах — на фланговую атаку отвечай
контрударом в центре. Студент, не усвоивший в процессе обучения
математические заповеди (собственно, алгоритмы поведения в мире
математики), в моих глазах это. . . нет, не леность ума, а гораздо хуже
и страшней — непрофессионализм.
Теперь по закону симметрии естественно задаться вопросом —
а что труднее всего дается преподавателю? Вспоминается очарова-
тельный эпизод из вересаевских «Записок врача» — в первый год сво-
ей работы он, прописывая ребенку клизму, очень боялся, что его сп-
росят, как это сделать — он не знал. Конечно, знать все «клизмы»
невозможно, но тогда надо хоть уметь скрыть свое незнание.
Сюда же — еще один старый анекдот. Вопрос: чем характерны рас-
суждения старой девы о любви? Ответ: много темперамента — мало
знания. Трудность для преподавателя — не впасть в подобное «старо-
девичество».
Еще одно — чрезвычайно трудное обоюдно и для студентов, и для
преподавателей. Существует железная заповедь — врачей и педагогов
не стесняются. Когда студент стесняется сказать глупость преподава-
телю — это взаимная вина их обоих. Отсутствие глупостей в головах
студентов абсолютно нереально, значит, если они молчат, то просто
стесняются. Мой полушутливый термин: образцово-показательный
студент это тот, кто говорит образцово-показательные глупости, ска-
жем, предел — это то, к чему величина стремится, но никогда не
4
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook