Е.А. Власова, О.В. Новожилова
Использование информационно-коммуникационных техноло-
гий в традиционных формах организации учебного процесса.
К традиционным аудиторным формам организации обучения в выс-
шей школе относятся лекции, семинары, практические занятия и ла-
бораторные работы. Главной и ведущей формой на протяжении всей
истории развития высшей школы, безусловно, являются лекции. В на-
стоящее время с появлением новых технических средств, резким уве-
личением числа источников, каналов информации и их доступности
снижается информативная функция современной лекции. С появле-
нием электронных конспектов лекций, видеолекций создается впечат-
ление ненужности такой формы организации обучения. Противники
лекционного представления учебного материала утверждают, что лек-
ция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит
развитие самостоятельного мышления. По их мнению, большинство
студентов лишь механически записывают слова лектора, не успе-
вая их осмыслить. Доля правды в этом есть, поскольку количество
часов, отводимых на чтение лекций в новых учебных планах, значи-
тельно сократилось. Лектору приходится многие утверждения просто
констатировать, не имея возможности достаточно полно и строго ар-
гументировать. Для экономии времени лектор вынужден отказываться
от иллюстраций теоретического материала разнообразными примера-
ми, непосредственного общения с аудиторией. Внедрение в помощь
лектору информационно-коммуникационных технологий позволяет
сгладить эти проблемы. На современном этапе необходимо исполь-
зовать новые виды лекционной формы обучения, способные под-
нять значимость лекции в учебном процессе, усилить такие ее важ-
ные функции, как мотивационную, организационно-ориентационную,
профессионально-воспитательную, методологическую, оценочную
и развивающую. Реализация указанных функций позволяет осуществ-
лять в ходе лекций разностороннее воспитание студентов, развивать
у студентов интерес к науке и потребность к получению знаний.
Большое значение в процессе обучения студентов имеют средства
визуализации информации, которые дают возможность полнее и глуб-
же, доходчивее и проще изложить содержание учебного материала,
способствуют формированию положительных мотивов учения. Для
наиболее полного использования информационно-коммуникационных
технологий при чтении лекций необходимы аудитории, оснащенные
мультимедийным проектором, документом-камерой, интерактивной
доской, в которых имеется возможность осуществлять видеозапись
и интернет-трансляцию лекций, пользоваться электронными библио-
теками лекционных материалов. Сегодня уже многие преподавате-
ли проводят занятия, используя мультимедийные средства не только
2