1
УДК 658.5
Анализ особенностей применения
метода мультипликаторов
для оценки рыночной стоимости интернет-ресурсов
© П.А. Дроговоз, В.Т. Когновицкий
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Освещены проблемы применения традиционных подходов к оценке рыночной стоимо-
сти интернет-ресурсов. Приведена классификация и выделены специфические особен-
ности основных типов интернет-ресурсов. Предложена методика формирования
системы мультипликаторов для оценки интернет-ресурсов различных типов, осно-
ванная на определении ключевых показателей масштаба деятельности.
Ключевые слова:
интернет-ресурс, рыночная стоимость, рыночный подход,
мультипликатор, масштаб деятельности.
Бурное развитие сети «Интернет» как новой цифровой среды для
реализации бизнес-процессов стало за последнее десятилетие прин-
ципиально новым, доминирующим фактором, оказывающим воздей-
ствие на все высокотехнологичные отрасли экономики. Ведущие
промышленные корпорации внедряют облачные технологии и созда-
ют ИТ-сервисы с целью формирования единого информационного
пространства, в котором существенно снижаются транзакционные
затраты (transaction costs) — расходы бизнес-единиц на взаимодей-
ствие друг с другом и с внешними контрагентами [1].
Снижение транзакционных затрат уже в ближайшем будущем
может привести к революционным изменениям, что и позволяет го-
ворить о цифровой экономике (digital economy, e-economy), идущей
на смену индустриальной экономике. Именно высокие транзакцион-
ные затраты ограничивали рост предприятия, так как по мере роста
оно должно было взаимодействовать с растущим числом поставщи-
ков и потребителей и, соответственно, пропорционально увеличивать
затраты на взаимодействие с ними. Это приводило к возникновению
вертикально-интегрированных холдингов, в которых жестко контро-
лируются все стадии жизненного цикла наукоемкой продукции — от
разработки до поставок потребителям.
Цифровая экономика может снять эти ограничения. Кроме низ-
ких транзакционных затрат цифровая экономика имеет еще одну
особенность. При осуществлении бизнеса перестают играть основ-
ную роль физические запасы продукции, на первое место выходит
наличие полной и достоверной информации о них. Таким образом,
имеет место переход от управления материальными активами к
управлению интернет-ресурсами.
К концу 2011 г. число пользователей всемирной паутины превы-
сило 2,3 млрд человек, а к концу 2013 г. ожидается, что эта цифра до-