Анализ особенностей применения метода мультипликаторов…
3
Рыночный подход
(market approach) предполагает сравнение оце-
ниваемого предприятия с компаниями-аналогами, которые котируются
на фондовом рынке или по которым осуществлялись сделки купли-
продажи. В основе этого подхода лежит предположение о том, что ры-
ночная капитализация компании зависит от масштаба деятельности —
ключевого показателя финансово-хозяйственной деятельности.
Различают
финансовые
показатели масштаба деятельности
(например, величина активов, выручка от продаж и др.) и
нефинансо-
вые
(отраслевые) (например, для телекоммуникационной отрасли —
размер абонентской базы, для нефтегазовой отрасли — объем дока-
занных запасов сырья, для дистрибьюторских сетей — площадь тор-
говых залов и т.п.). Рыночная стоимость оцениваемого предприятия
рассчитывается как средняя арифметическая величина по аналогам с
учетом соотношений масштабов их деятельности.
Поскольку рыночный подход представляет собой оценку стоимо-
сти действующего предприятия с позиций аутсайдера, не имеющего
доступа к внутренней информации компании, полученный показа-
тель также называется «внешней» стоимостью бизнеса.
Перечисленные традиционные подходы не всегда могут дать
верный результат при анализе интернет-ресурсов, потому что мето-
дика их расчета не позволяет всецело охватить специфические со-
ставляющие электронного бизнеса, представляющие основную цен-
ность компании в глазах потребителей. Это касается как компаний —
«столпов» электронной коммерции (например,
Amazon.com
или
eBay.com
), так и новых компаний, внедряющих новые бизнес-модели
в сети «Интернет» [9].
Например, социальные сети, начало развития которых было поло-
жено в середине 2000-х гг., практически сразу вызвали грандиозный ин-
терес у инвесторов. Для них был характерен рост числа пользователей,
но механизм эффективного извлечения прибыли из такого бизнеса был
еще непонятен, поэтому расчет стоимости на основе будущих доходов
вряд ли можно было бы применить. Эти же аспекты характерны и для
современных интернет-стартапов, которым еще только предстоит обре-
сти всемирную известность в ближайшем будущем.
В настоящее время, специалисты прибегают в основном к расчету
стоимости на основе рыночного подхода с использованием мультипли-
каторов, актуальных для оценки непосредственно данного бизнеса и
учитывающих его ключевые особенности [10]. Оценку стоимости
интернет-магазинов часто проводят на основе мультипликатора, отра-
жающего связь между годовым доходом магазина и его рыночной сто-
имостью. Однако данный способ подходит лишь для приблизительной
экспресс-оценки стоимости, но он не учитывает другие, слабо формали-
зуемые факторы, к которым можно отнести величину списка постоян-
ных клиентов, долгосрочные контракты и интеграцию с поставщиками,
наличие оптовых или корпоративных заказчиков, дальнейший потенци-
ал развития компании и т. д. Кроме того, ключевую ценность компании