Анализ особенностей применения метода мультипликаторов для оценки рыночной стоимости интернет-ресурсов - page 2

П.А. Дроговоз, В.Т. Когновицкий
2
стигнет 2,77 млрд [2]. Совокупный мировой ежегодный оборот циф-
ровых продуктов и услуг, а также электронной коммерции, согласно
аналитическому отчету Oxford Economics, составляет 20,4 трлн долл.
[3], поэтому все большее стремление инвесторов вкладывать сред-
ства в интернет-бизнес логично. Однако данный факт является и
наиболее важной причиной сложности расчета рыночной стоимости
интернет-ресурсов, поскольку чрезмерная инвестиционная актив-
ность приводит к некоторому «перегреву» рынка, из-за чего нередко
многомиллионные вложения производятся в компании, терпящие
немалые убытки или даже такие, где механизм получения прибыли и
вовсе неизвестен.
Среди «громких» приобретений на рынке ИТ в последнее время
можно выделить покупку компанией
Google
сервиса видеохостинга
YouTube
, при которой последний был оценен в 1,65 млрд долл., в но-
ябре 2006 г. [4]. Сделка происходила путем обмена акциями компа-
ний на фондовой бирже
NASDAQ
в США. Другим примером служит
компания
Microsoft
, которая 10 мая 2011 г. купила
VoIP
-сервис
Skype
за 8,5 млрд долл. [5]. А 9 апреля 2012
Facebook
объявил о покупке
мобильного фотоприложения
Instagram
за 1 млрд долл. — владель-
цам фотосервиса
Facebook
перечислит 300 млн долл. и передаст око-
ло 23 млн своих акций [6].
Перечисленные интернет-ресурсы привлекли внимание инвесто-
ров к себе благодаря своей популярности и устойчивому значитель-
ному росту числа уникальных пользователей, хотя все они начинали
развитие с полностью бесплатных услуг, а соответственно, с близки-
ми к нулю операционными поступлениями. Главную инвестицион-
ную ценность данных компаний представляла их пользовательская
аудитория — основной их актив.
Большинство современных исследователей сходятся в том, что
для любого объекта в условиях рыночной экономики существует ин-
тегральный показатель рыночной стоимости (market value) [7], кото-
рый отражает ценность данного объекта для его владельца.
В соответствии с международными стандартами используются
следующие подходы к оценке бизнеса [8].
Подход на основе активов
(asset-based approach) рассматривает
предприятие в виде отдельных элементов — активов, которые находят-
ся на его балансе. В отношении каждого актива определяется рыночная
стоимость, а затем из общей стоимости всех активов вычитаются обя-
зательства предприятия. Фактически этот подход показывает «истори-
ческие» затраты, которые были осуществлены в тот момент, когда при-
обретались активы и создавалось предприятие, и имеет существенные
ограничения применительно к интернет-ресурсам.
Доходный подход
(income approach) основан на конверсии (дис-
контировании) ожидаемых будущих выгод от деятельности предпри-
ятия. Для его применения необходима детальная информация о биз-
нес-плане предприятия, что проблематично для интернет-ресурсов.
1 3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook