Состояние и перспективы развития наземных робототехнических комплексов
3
В таблице были приведены классификация базовых шасси зарубеж-
ных РТК по весовым категориям и среды их применения. Проведем
сравнительный анализ некоторых зарубежных и аналогичных отече-
ственных образцов.
Носимые РТК
(весовая категория I) в основном применяются для
работы в зданиях, в условиях городской среды. За рубежом разработана
достаточно большая номенклатура таких РТК (4…12 кг). Гусеничные
и колесные шасси обеспечивают диапазон максимальных скоростей
10 км/ч и более. Они применяются для ведения разведки, доставки гру-
зов и обеспечения дымовой маскировки, картографирования и обеспе-
чения целеуказания. Отечественные РТК (8…15 кг), разработанные
в интересах ФСБ, МВД, МЧС России и ГК «Росатома», обеспечивают
максимальные скорости движения 2,5…10 км/ч, что не в полной сте-
пени удовлетворяет требованиям к носимым РТК военного назначения.
Следует отметить, что в настоящее время в нашей промышленности
не налажен выпуск необходимой элементной базы для создания носи-
мых РТК с нужными характеристиками.
Переносимо-возимые РТК
(весовые категории II и III) применяются
в основном для работы на урбанизированной территории. РТК такого
класса являются самыми массовыми в вооруженных силах зарубежных
стран и находят самое широкое применение в Афганистане, Ираке
и других горячих точках. Несмотря на большую массу, переносимо-воз-
имые РТК обладают приблизительно такими же максимальными ско-
ростями передвижения, что и носимые. По этому параметру отече-
ственные образцы также уступают зарубежным аналогам, что объясня-
ется той же проблемой: отставание отечественной элементной базы от
зарубежной.
Возимо-самоходные РТК
(весовые категории IV и V) в основном
применяются в условиях пересеченной местности.
Современные технологии конструирования моторно-трансмиссионной
и ходовой частей возимо-самоходных РТК позволяют обеспечить их дви-
жение со скоростями не ниже, чем у экипажной боевой техники
(до 60…70 км/ч на дорогах с твердым покрытием и до 25…35 км/ч по
пересеченной местности). Реально достижимые скорости РТК ограничены
в первую очередь возможностями системы дистанционного управления.
Самоходные РТК
(весовая категория VI). В настоящее время за ру-
бежом разработаны унифицированные комплекты навесного (встраи-
ваемого) оборудования для оснащения колесных или гусеничных ма-
шин с целью перевода их в класс дистанционно-управляемых образцов.
Такие машины уже находят применение при работах в опасных зонах
и с опасными предметами, прежде всего при расчистке дорог, преодо-
лении заграждений, разминировании, а также при постановке дымовых