92
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
УДК 621.43
С. В. П у т и н ц е в, П. Н. А н т о н ю к, С. П. Ч и р с к и й
РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ
В ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЕ
МАЛОРАЗМЕРНОГО ДВС
Приведены методика и результаты расчетного и натурного модели-
рования механических потерь в цилиндропоршневой группе ДВС. Про-
веденное сравнение значений этого показателя для малоразмерного
дизеля, полученных различными методами при прочих равных услови-
ях, доказывает адекватность принятых подходов к моделированию
механических потерь.
E-mail:
Ключевые
слова
:
теория подобия, моделирование, механические поте-
ри, дизель.
В ранее опубликованной работе [1], посвященной разработке
проблемы моделирования и прогнозирования механических потерь в
поршневых двигателях, дан прогноз механических потерь в поршне-
вом двигателе на основе применения положений теории подобия и
результатов моделирования процессов трения в аналоговой установ-
ке — поршневом трибометре. Общая методика прогнозирования сво-
дилась к выполнению следующих действий.
1. Выбор математической модели процесса.
Как показал анализ
большого количества зависимостей, выбранных для расчета силы
трения поршня, наиболее полно и достоверно поведение этой силы
описывает формула, которая предложена известными трибологами
Ф. Боуденом и Д. Тейбором [2]:
F
=
αF
b
+ (1 –
α
)
F
h
.
(1)
Здесь
1
0
0, 5
 
— признак режима трения: 1 — граничный режим
трения; 0 — гидродинамический режим трения; 0,5 — смешанный
режим трения.
При
=
1 формула (1) принимает вид
F = F
b
.
Здесь
F
b
— сила граничного трения, определяемая известным зако-
ном Амонтона
F
b
= fN
,
(2)
1 2,3,4,5,6,7,8,9