96
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
Здесь индекс “0” соответствует величинам, описывающим модель
(трибометр), индекс “1” указывает на величины, соответствующие
объекту моделирования (двигателю).
Из этих комплексов определим три варианта зависимостей для
прогнозируемой силы трения объекта
F
1
:
2 2
1 1 1
1_1
0
1 0
2 2
0 0 0
;
H V
F
F k F
H V
(6)
1 1 1
1_ 2
0
2 0
0 0 0
;
H V
F
F k F
H V
(7)
2
0 1
1_ 3
0
3 0
2
1 0
,
F
F k F
 
 
(8)
где
k
1
, …,
k
3
— масштабные коэффициенты подобия.
Каждый из трех вариантов (6)–(8) для силы трения в ЦПГ в раз-
личной мере описывает подобие модели и объекта, в связи с чем
наилучшей оценкой искомой величины
F
1
будет
1 2 3
1
0
0
,
3
k k k
F
F kF
 
(9)
где
k
— среднее арифметическое значение масштабного коэффици-
ента подобия.
Полученные зависимости (6)–(9) были применены для прогнози-
рования механических потерь в ЦПГ быстроходного малоразмерного
дизеля 1Ч 8,5/8,0 (ТМЗ-450Д), развивающего на номинальном режи-
ме работы мощность 8 кВт при частоте вращения 3 600 мин
–1
.
В качестве объектов сравнения, влияющих на механические поте-
ри, рассмотрены два моторных масла: обычное (неэнергосберегающее)
и энергосберегающее. Как известно, энергосберегающее масло отли-
чается от обычного меньшей вязкостью и бóльшим антифрикционным
воздействием (меньшим коэффициентом граничного трения), благода-
ря которому снижается трение смазываемых деталей и, следовательно,
уменьшается удельный эффективный расход топлива двигателя [6].
Необходимая информация о показателях обычного и энергосберегаю-
щего масел торговых марок известных мировых производителей фор-
мировалась на основе имеющихся экспериментальных данных — ла-
бораторных анализов и результатов испытаний на машине трения.
Расчеты сил трения и соответственно мощности механических потерь
в ЦПГ поршневого трибометра [7] выполнены с применением про-
граммы PISTON-DHT [8].
В результате на основе зависимостей (6)–(9) и данных натурного
моделирования на поршневом трибометре составлен прогноз мощно-
сти механических потерь в ЦПГ объекта моделирования — дизеля
1,2,3,4 6,7,8,9