98
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
и охлаждения, когда на установившемся скоростном режиме темпера-
тура стенки цилиндра обусловлена исключительно тепловыделением от
трения, на частоте 3 600 мин
–1
были получены и сопоставлены термо-
граммы трения для обычного и энергосберегающего моторных масел
(рис. 3). Обработка этих результатов на основе зависимости, связываю-
щей среднюю температуру трения в цилиндре с мощностью механиче-
ских потерь, а также геометрическими и теплофизическими показате-
лями деталей и материалов ЦПГ [9], дала следующие результаты:
ЦПГ
m
N
1,207 кВт (обычное масло);
ЦПГ
m
N
1,008 кВт (энергосберега-
ющее масло).
Рис. 2. Экспериментальная характеристика механических потерь дизе-
ля ТМЗ-450Д при работе на обычном (
1
) и энергосберегающем (
2
) мо-
торных маслах
а
б
Рис. 3. Экспериментальные температурные поля трения цилиндра ди-
зеля ТМЗ-450Д на частоте вращения 3 600 мин
–1
в плоскости качания
шатуна (
а
) и коленчатого вала (
б
) при использовании обычного (
1
) и
энергосберегающего (
2
) моторных масел
Представленное в таблице сопоставление значений расчетного и
натурного моделирования с результатами экспериментов для сход-
ственных режимов и прочих равных условий показало на адекватное
1,2,3,4,5,6 8,9