ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
97
ТМЗ-450Д для номинального режима его работы:
ЦПГ
m
N
1,314 кВт
(обычное масло);
ЦПГ
m
N
1,214 кВт (энергосберегающее масло).
С помощью программы PISTON-DHT расчетным путем получены
ожидаемые значения указанного показателя данного дизеля (рис. 1).
При прочих равных условиях они составили 1,251 кВт (обычное мас-
ло); 1,083 кВт (энергосберегающее масло).
Рис. 1. Расчетная характеристика механических потерь в ЦПГ дизеля
ТМЗ-450Д при использовании различных моторных масел:
1
— обычное;
2
— энергосберегающее
Как видно на рис. 1, замена обычного моторного масла на энер-
госберегающее обеспечила расчетное снижение механических потерь
в ЦПГ дизеля ТМЗ-450Д на 12…14 % на всем скоростном диапазоне
работы.
Экспериментальные измерения механических потерь объекта мо-
делирования выполнены с применением типового метода прокрутки
по ГОСТ 14846–81 и специального метода температурных полей ци-
линдра [9, 10].
В рамках метода прокрутки была получена оценка общих механи-
ческих потерь дизеля при работе на сравниваемых маслах в зависимо-
сти от скоростного режима (рис. 2). Пересчет результата измерений с
учетом поправочных понижающих коэффициентов 0,75 и 0,4, соответ-
ственно учитывающих завышение значений из-за роста вязкости
моторного масла во время предусмотренного методом прокрутки от-
ключения подачи топлива и долю механических потерь, которые при-
ходятся на трение поршня с кольцами, дал следующие значения мощно-
сти механических потерь в ЦПГ на номинальном режиме: 1,245 кВт для
обычного масла; 1,197 кВт для энергосберегающего.
С помощью специального метода температурных полей трения ци-
линдра, снимаемых в режиме прокрутки двигателя без сжатия, сгорания
1,2,3,4,5 7,8,9