ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
99
отражение характера процессов трения в ЦПГ ДВС и высокую чув-
ствительность при моделировании, позволяющую различать влияние
антифрикционных свойств смазочного материала на механические
потери с расхождением абсолютных величин прогнозируемых и экс-
периментальных данных, не превышающим 9 %.
Сравнение значений и относительной разницы мощности
механических потерь в ЦПГ дизеля ТМЗ-450Д на номинальном режиме
его работы на обычном моторном масле при использовании
различных методов оценки этого показателя
Метод
Значение
ЦПГ
m
N
, кВт
Относительная разница значений
при сочетании методов, %
1
2
3
4
Прокрутка
1,245
0
3,1
–5,5
–0,5
Температурные
поля цилиндра
1,207
–3,1
0
–8,9
–3,6
Натурное
моделирование
1,314
5,3
8,8
0
4,8
Расчетное
моделирование
1,251
0,5
3,5
–5,0
0
Выводы.
1. В итоге применения анализа размерностей и теории подобия к
поршневой машине проверены и подтверждены условия подобия
процессов трения моделирующей установки (поршневого трибомет-
ра) и объекта моделирования (поршневого ДВС), а также выведены
общие выражения масштабных коэффициентов, необходимых для
переноса результатов натурного моделирования на объект.
2. Путем натурного и расчетного моделирования получены ожи-
даемые значения механических потерь в ЦПГ дизеля ТМЗ-450Д для
случаев использования обычного и энергосберегающего моторных
масел, показавшие эффективность применения последнего по крите-
рию снижения трения.
3. Адекватность результатов моделирования подтверждена в ходе
экспериментального определения механических потерь дизеля ТМЗ-
450Д с применением типового и специального методов: максималь-
ное расхождение прогноза и эксперимента не превысило 9 %.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Путинцев С.В. , Антонюк П.Н., Чирский С.П. Применение теории
подобия для моделирования и прогнозирования механических потерь в
поршневом двигателе // Двигателестроение. 2011. № 3 (245). С. 3–6.
2.
Боуден Ф. , Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностро-
ение, 1968. 503 с.
1,2,3,4,5,6,7 9