ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
67
Кривые фракционной разгонки некоторых моторных топлив
(бензина, ДТ, топлива широкого фракционного состава) представ-
лены на рис. 7 [2]. На этом же рисунке показаны кривые разгонки
смесей ДТ марки Л по ГОСТ 305–82 и рапсового масла, полученные
в Московском государственном агроинженерном университете
(МГАУ) им. В.П. Горячкина. Эти данные свидетельствуют о том,
что РМ имеет более тяжелый фракционный состав по сравнению с
нефтяным ДТ. Так, температура начала перегонки ДТ марки Л с ха-
рактеристикой
3
(см. рис. 7) составляет 190
С, а аналогичная тем-
пература для РМ с характеристикой
7
равна 280
С.
Рис. 7. Зависимость количества испарившегося топлива
Q
от темпера-
туры
t
разгонки топлив:
1
— бензин АИ-93;
2
— ДТ широкого фракционного состава ШФС-1;
3
— ДТ мар-
ки Л;
4
— смесь 90 % топлива марки Л и 10 % РМ;
5
— смесь 80 % топлива марки
Л и 20 % РМ;
6
— смесь 50 % топлива марки Л и 50 % РМ;
7
— РМ
Рассмотренные особенности жирнокислотного и фракционного
составов различных растительных масел предопределяют их физико-
химические свойства. Растительные масла при нормальных условиях
могут находиться в твердом состоянии, но чаще они представляют
собой маслянистые жидкости с повышенными по сравнению с ДТ
плотностью (обычно
= 900…1000 кг/м
3
) и кинематической вязко-
стью (
= 60…100 мм
2
/c при
t
= 20
С и
= 30…40 мм
2
/c при
t
=
= 40
С), невысокой температурой самовоспламенения (табл. 2) [12—
15]. Жидкие растительные масла, в свою очередь, подразделяют на
высыхающие (льняное, конопляное, тунговое), полувысыхающие
(маковое, хлопковое, соевое, подсолнечное, рапсовое) и невысыхаю-
щие (касторовое).