64
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
Проведенные многочисленные исследования показали, что в
условиях Российской Федерации наиболее перспективными для ис-
пользования в качестве топлива для дизелей является рапсовое масло
(РМ) и продукты его переработки [2, 8]. Причем РМ может быть ис-
пользовано как самостоятельное топливо для дизелей, в смесях с
нефтяным ДТ или переработано в метиловый, этиловый или бутило-
вый эфиры рапсового масла. Эти эфиры, в свою очередь, использу-
ются или как самостоятельное биотопливо, или как смесевое (в смеси
с нефтяным ДТ).
В условиях Российской Федерации весьма привлекательным
представляется также использование подсолнечного масла (ПМ) для
производства биодизельного топлива [2, 9]. Если в мировом произ-
водстве растительных масел ведущее место занимают соевое и рап-
совое масло, то в России наиболее распространенным растительным
маслом является подсолнечное. Объем его производства превышает
80 % от общего объема растительных масел. По данным Госкомста-
та России в 2000 г. в РФ посевные площади под этой сельскохозяй-
ственной культурой составляли примерно 4 600 тыс. га, а валовый
сбор семян подсолнечника — около 4 000 тыс. т при средней уро-
жайности 9,0 ц/га. Это растительное масло вызывает дополнитель-
ный интерес еще и потому, что производство биодизельного топ-
лива может быть организовано из отработанного фритюрного
подсолнечного масла, широко применяемого в пищевой промыш-
ленности и системе общественного питания.
В странах ЕС наблюдается ежегодное увеличение производства
биотоплив. По оценкам журнала
Oil World
только в Германии ежеме-
сячно около 80 тыс. т РМ используется как прямой заменитель мо-
торного топлива. И это без учета еще более значительных объемов
потребления РМ отраслью для производства метилового эфира рап-
сового масла (МЭРМ). Показательны данные на рис. 6, на котором
представлены направления реализации биодизельных топлив в Гер-
мании [2]. В 2006 г. сбыт биодизельного топлива (так называемый
биодизель или метиловые эфиры растительных масел) в Германии
составил 2,5 млн т, в том числе 1,01 млн т было использовано как
примесь к нефтяному ДТ и 0,5 млн т реализовано через бензоколонки
для легковых и грузовых автомобилей. Кроме того, в качестве мо-
торного топлива был использован 1 млн т чистого РМ.
Растительные масла являются жирами семян или плодов различ-
ных растений, получаемыми прессованием или извлечением с ис-
пользованием растворителей. Масличные культуры содержат следу-
ющее количество растительных масел (% на абсолютно сухое
вещество): соя — 15…26, рапс — 40…50, подсолнечник — 29…57,
лен масличный — 35…52, горчица — 20…45, арахис — 41…57,
кунжут — 50…56 [2].
Возможность использования растительных масел и их производ-
ных в качестве топлива для дизелей определяется их физико-
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15