ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
69
Таким образом, представленный выше анализ физико-химических
свойств растительных масел и их смесей с нефтяным дизельным топ-
ливом свидетельствует о возможности применения большинства из
них для питания дизельных двигателей несмотря на утяжеленный
фракционный состав масел и повышенные плотность, вязкость и по-
верхностное натяжение. Однако эти отличия свойств растительных
масел и смесей на их основе от свойств нефтяного ДТ могут привести
к ухудшению качества процессов распыливания топлива и смесеобра-
зования [1, 2]. Поэтому предпочтительно использование в дизельных
двигателях смесей нефтяного ДТ и растительных масел с небольшим
содержанием последних.
Анализ показателей токсичности ОГ дизельного двигателя, рабо-
тающего на смесях нефтяного ДТ и растительных масел, проведен с
использованием результатов экспериментальных исследований дизеля
типа Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5). Этот дизель Минского моторного заво-
да (ММЗ) устанавливают на малотоннажные грузовые автомобили
ЗиЛ-5301 “Бычок”, а его модификации — на автобусы Павловского
автомобильного завода (ПАЗ) и тракторы “Беларусь”. Дизель типа
Д-245.12С испытан на смесях нефтяного ДТ марки Л по ГОСТ 305–82
с рапсовым маслом (объемное содержание РМ 0…60 %) и с подсол-
нечным маслом (объемное содержание ПМ 0…20 %). Описание экс-
периментальной установки и методики проведения исследований
приведено в работе [16].
а
б
Рис. 8. Зависимость дымности ОГ
K
х
(проценты по шкале Хартриджа)
дизеля Д-245.12С различной комплектации от объемного содержания
рапсового масла
С
РМ
(
а
) и подсолнечного масла С
ПМ
(
б
) в смеси с
нефтяным дизельным топливом на различных скоростных режимах
внешней скоростной характеристики:
1
n
= 2 400 мин
–1
;
2
n
= 1 500 мин
–1
;
3
n
= 1 080 мин
–1
Результаты проведенных экспериментальных исследований дизе-
ля на режимах внешней скоростной характеристики (рис. 8) свиде-
тельствуют о том, что при использовании в качестве топлива смесей
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15