60
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
При оценке перспектив использования различных сырьевых ре-
сурсов для производства моторных топлив важное значение имеет
объем сырьевой базы. Извлекаемые мировые запасы полезных иско-
паемых оценивают в 6 310 млрд т условного топлива, включая уголь
(4 850 млрд т), нефть и газ (соответственно 1 140 и 310 млрд т) [1].
Россия обладает 4,6 % от разведанных мировых запасов нефти и
12…13 % от прогнозных. По запасам природного газа эти показатели
равны соответственно 30,7 и 42,3 %, а по запасам угля — 15,9 и
23,0 %. Мировые ресурсы разведанных нефтяных месторождений со-
ставляют около 150 млрд т нефти (из них в странах бывшего СССР —
примерно 10 млрд т или около 7 % от мировых запасов нефти). Рос-
сия добывает около 10 % от мирового производства нефти. Однако
основными поставщиками жидких углеводородов на мировой рынок
являются страны Ближнего Востока (Ирак, Саудовская Аравия,
Иран), обладающие наибольшими сырьевыми ресурсами (рис. 1) [2].
Рис. 1. Разведанные запасы полезных ископаемых в регионах мира (по
данным Организации стран — экспортеров нефти ОПЕК) с указанием
прогнозируемых сроков истощения месторождений нефти
1
и природ-
ного газа
2
В связи с указанными факторами современный этап развития
двигателестроения и энергетики характеризуется интенсивным поис-
ком новых источников и видов сырья, а также разработками техноло-
гий для получения альтернативных моторных топлив и многочислен-
ными попытками их внедрения в повседневную практику. Следует
отметить, что в промышленно развитых странах мира альтернатив-