152
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
производства прессованных и штампованных изделий автомобиле-
строения), 7010 (системы AlZnMgCu, обычно используемые в виде
листа или полосы, заготовок для прессования и ковки изделий авиа-
ционно-космической техники), 7075 (AlZnMgCu, лист, профиль,
штамповка и ковка изделий авиационно-космической техники).
Успешный тиксоформинг названных сплавов позволяет усилить
коммерческий потенциал методов переработки сплавов в твердожид-
ком состоянии и прежде всего может быть направлен на решение за-
дач аэрокосмической промышленности по производству точных фа-
сонных изделий из высокопрочных алюминиевых сплавов. Достигну-
тые результаты обобщены в табл. 1, где через косую черту даны
средние и максимальные значения предела прочности
σ
в
, условного
предела текучести
σ
0,2
и деформации
ε
[7].
Таблица 1
Свойства тиксоштампованных деформируемых сплавов
Сплав
σ
в
, МПа
σ
0,2
, МПа
ε
, %
Традиционная обработка (паспорт)
σ
в
, МПа
σ
0,2
, МПа
ε
, %
2014
— / 360
4
508
445
12
6082 330 / 340 293 / 306
9 / 12
370
340
11
7075 490 / 510
5 / 7
560
10
7010
/ 480
— / 4
485
12
Результаты исследований, выполненных в Шеффилдском уни-
верситете, позволили получить значительное количество данных о
механических свойствах различных деформируемых сплавов. Было
установлено, что существует значительный потенциал для тиксофор-
минга этих сплавов, но самое главное, что имеет фундаментальное
значение для возможных в будущем коммерческих областей приме-
нения этих сплавов, — это обоснованный выбор метода подготовки
фидстока, конструирование и материал пресс-формы, а также выбор
режима термической обработки. Имея в виду решение именно таких
задач, в Шеффилдском университете совместно с исследовательском
центром новых технологий фирмы «Боинг» подготовили программу
исследований тиксоформинга деформируемых алюминиевых спла-
вов, направленную на решение следующих задач: 1) создание базы
данных по механическим свойствам, включая сопротивление устало-
сти, вязкость разрушения и стойкость к коррозии под напряжением;
2) эксперименты с материалами пресс-форм, включая керамики и
композиционные материалы; 3) тиксоформинг сложных фасонных
изделий аэрокосмического назначения.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...18