ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
151
Большинство конструкционных сплавов в литом состоянии име-
ют дендритное строение первичных кристаллов. Специально подго-
товленный материал, обладающий недендритным строением первич-
но кристаллизующейся фазы, называют фидстоком (тиксозаготов-
кой). Слиток из такого материала, нагретый выше солидуса, но
сохраняющий большую долю твердой фазы, можно резать ножом или
даже размазывать как масло, прикладывая минимальные усилия. Это
необычное свойство металлов впервые было обнаружено в Массачу-
сетском технологическом институте [5] более 40 лет назад. Ряд про-
мышленных компаний во всем мире сегодня широко использует
коммерциализованные процессы тиксо- и реолитья, тиксоштамповку
для массового производства изделий автомобилестроения, производя
ежегодно миллионы изделий из литейных доэвтектических силуми-
нов (типа АК7) с заметно улучшенными механическими характери-
стиками [6].
Гораздо труднее продвигается тиксоформинг высокопрочных
алюминиевых сплавов, так как одновременно приходится решать две
принципиально разные задачи: формирование оптимальной тик-
соструктуры фидстока (микроуровень) и формирование оптимальной
структуры выделений (наноуровень). Трудности и достижения тик-
соформинга некоторых высокопрочных алюминиевых сплавов по-
дробно описаны в работе [7], подготовленной деканом факультета
инженерных материалов Шеффилдского университета (Великобри-
тания) профессором П. Капраносом по результатам ряда исследова-
ний [8, 9]. С этими же материалами П. Капранос выступил пригла-
шенным докладчиком в Москве на Международной конференции
«Литье алюминия» в марте 2007 г. Тема доклада — «Тиксоформиро-
вание: от автомобилестроения к аэрокосмическим применениям».
Основная идея доклада: «Для иллюстрации достоинств тиксофор-
минга прежде всего были использованы сплавы системы AlSi7Mg
(А356 и А357). Использование этих сплавов было необходимо на
протяжении того периода времени, пока тиксоформинг завоевывал
доверие в качестве коммерческого процесса. Эта фаза развития к
настоящему времени пройдена, и миллионы автомобильных деталей,
изготовленных методами тиксоформига, сегодня ежедневно работа-
ют в автомобилях, которыми мы пользуемся. Одним из вызовов заво-
еванному доверию является вопрос о пригодности тиксоформинга
для переработки сплавов, которые называются деформируемыми и
обладают более высокими служебными свойствами, чем литейные».
Предмет обсуждения — это сплавы типа 2014 (системы
AlCuSiMn, обычно используемые в виде листа или полосы, заготовок
для прессования и ковки изделий авиационно-космической техники),
6082 (системы AlSiMgMn, применяемые, как правило, для прокатки и