ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
113
(
)
,
t
m t
c r
r r
β
= + −
где
c
— стоимость капитала, %;
r
t
— безрисковая процентная ставка
(например, долгосрочная ставка рынка ГКО—ОФЗ составляет 7,91%
годовых);
β
— бета-коэффициент, или мера уровня риска, доли ед.;
r
m
— ожидаемая доходность рыночного портфеля (средневзвешенное
значение по отраслевым биржевым индексам ММВБ равно 13,9 %).
Чтобы количественно оценить стоимость капитала для космиче-
ского туризма, необходимо определить бета-коэффициент (индекс
бизнес-риска), который описывает среднюю волатильность отдель-
ных акций или других активов по отношению к рынкам в целом по
некоторому определенному периоду времени:
,
asset
debt
equity
Debt
Equity
Capital
Capital
β
β
β
=
+
где
β
asset
— бета-коэффициент активов, т. е. бета-коэффициент, ха-
рактеризующий степень риска, которому подвержена операционная
деятельность компании;
β
debt
— бета-коэффициент долговых обяза-
тельств, т. е. бета-коэффициент, рассчитанный для долговых обяза-
тельств компании и характеризующий рискованность инвестиций в
долговые инструменты компании;
β
equity
— бета-коэффициент соб-
ственного (акционерного) капитала, т. е. бета-коэффициент, рассчи-
танный для обыкновенных акций компании и характеризующий сте-
пень изменчивости доходности обыкновенных акций компании;
Debt
— задолженность, ден. ед.;
Сapital
— инвестированный капи-
тал, ден. ед.;
Equity
— собственный капитал, ден. ед.
Для удобства расчетов принимают
β
asset
= β
equity
. Метод сравнения
по отношению к методу регрессионного анализа и методу подбора
является предпочтительным для расчета бета-коэффициента, потому
что для отрасли космического туризма исторические данные недо-
ступны. В соответствии со сравнительным методом анализ бета-
коэффициента проводится по сходным фирмам и (или) отраслям,
применяется для компаний, не существующих на момент проведения
анализа.
Сопоставимые отрасли для оценки бета-коэффициента должны
иметь такие же характеристики, как у космического туризма. Эту
перспективную отрасль можно охарактеризовать следующими пара-
метрами:
• продукт (в основном нематериальный, высокие технологии);
• цена (очень дорого);
• количество (очень ограничено; роскошь);
• закупки (один или несколько раз в жизни);
• сегмент покупателей (богатые люди);
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13