112
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
ется двойная процедура взвешивания с исключением конструктив-
ных особенностей, которые не совместимы;
• для определения рейтинга КА — кандидатов с известными ат-
рибутами на основе степени выполнения целей проекта. Это требует
при оценивании процесса использования функций полезности.
Итоговый результат оценивания позволяет получить рейтинг ат-
рибутов, которые должны применяться к транспортным средствам
космического туристического рынка или любого из его сегментов.
Если несколько концепций транспортного средства находятся в ста-
дии обсуждения, то они проходят критический анализ и сравнение.
Разработка бизнес-планов.
Приведем дополнительные характе-
ристики, необходимые для разработки бизнес-плана создания и внед-
рения КА, которые имеют значение для инвестора и недоступны без
предварительного отбора концепции:
1) период получения ожидаемой отдачи;
2) период от старта инвестиционного проекта до начала полетов;
3) число стартовых площадок;
4) общая текущая стоимость приобретения КА;
5) годовая мощность, измеряемая количеством пассажиров;
6) ежегодные эксплуатационные расходы (в том числе на модер-
низацию оборудования);
7) общая стоимость перевозки одного пассажира туда и обратно;
8) годовой объем продаж при выходе на полную мощность, в
стоимостном выражении;
9) накопленный объем продаж до окончания инвестиционного
проекта;
10) оценка возможной доли государственного участия;
11) доля частных источников;
12) стоимость капитала инвестора;
13) процентная ставка за привлечение средств;
14) ставки по основным налогам.
Вопрос привлечения капитала для осуществления финансирова-
ния инвестиций в предприятия космического туризма на нынешней
стадии развития рынка остается открытым. Рынок капитала в первую
очередь заинтересован в предприятиях, которые возвращают больше,
чем стоимость их капитала. Для определения затрат на собственный
капитал должны быть построены количественная и качественная мо-
дели финансирования.
Следуя традициям мирового финансового рынка [8, 9], инвесторы
при оценке стоимости капитала используют модель определения сто-
имости финансовых активов (Capital Asset Pricing Model — CAPM).
Согласно этой модели, стоимость капитала для рисковых инве-
стиций, к которым без сомнения относятся инвестиции в разработку
КА и создание инфраструктуры рынка космического туризма,