110
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
• безопасная и комфортная посадка;
• надежное и удобное техническое решение (механизм) призем-
ления;
• малые промежутки времени между полетами;
• возможность многократного использования подсистем транс-
портного средства;
• высокая вероятность успеха экспедиции;
• низкий риск катастрофических отказов.
Эти параметры описания системы должны быть подкреплены до-
полнительными показателями для того, чтобы надежно оценить каче-
ство предлагаемого концептуального решения КА. Представленные
показатели могут быть также полезны в любой процедуре оценки,
потому что они определяются предельными количественными пара-
метрами модели. Примерный перечень атрибутов системы качества,
которые могут быть количественно оценены и выражены в виде
функции полезности, представлен следующими показателями:
1) четкая и простая по функциональности конфигурация (количе-
ство человеческого труда, необходимого для подготовки к запуску;
отношение стоимости наземного оборудования к ежегодной норме
запуска);
2) небольшое, но адекватное число ступеней (одна или более);
доля массы полезной нагрузки, масса нетто транспортного средства в
расчете на одного пассажира;
3) проверенное с точки зрения безопасности дешевое топливо
(отношение стоимости топлива к единице массы, эффективность сго-
рания, доли загрязняющих истекающих газов в выхлопе);
4) достаточная вместимость (число мест в транспортном сред-
стве; число транспортных средств, доступных в парке; год ввода в
эксплуатацию);
5) высокий уровень комфорта для пассажиров (максимальное
ускорение, которое должны выдерживать пассажиры; размеры и мас-
са мест в расчете на пассажира; объем салона, доступный для пасса-
жира; численность экипажа в расчете на количество пассажиров);
6) безопасная и удобная схема запуска (степень надежности дви-
гателя, ускорение при стандартном восхождении, торможение во
время экстренных посадок, возможность и время аварийного пре-
кращения работы);
7) большая продолжительность экспедиции (время, необходи-
мое для получения летной квалификации; продолжительность сво-
бодного полета; общая продолжительность миссии; время туристи-
ческого полета);
8) безопасная и комфортная посадка (продолжительность вхож-
дения в слои атмосферы, максимальное торможение при входе, нали-
чие и пригодность альтернативных посадочных площадок);
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13