ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
111
9) надежное и удобное техническое решение (механизм) призем-
ления (скорость при приземлении, площадь удара при посадке);
10) промежутки времени между полетами (число дней между
двумя экспедициями, число месяцев между ремонтами транспортно-
го средства);
11) возможность многократного использования подсистем транс-
портного средства (число повторов при использовании горячих
структур, при эксплуатации двигателей, при применении оборудова-
ния контроля);
12) высокая вероятность успеха экспедиции (надежность экспе-
диции, рассматриваемая как зависимость от задач и продолжительно-
сти жизненного цикла; объем программы профилактического техни-
ческого обслуживания; резервные возможности двигателя);
13) низкий риск катастрофических отказов (риск катастрофиче-
ских сбоев в зависимости от задач и жизненного цикла, аварийное
прекращение работы на предварительных стартах, возможности аль-
тернативного приземления).
Этот перечень показателей представляется удовлетворительным
для получения характеристики с точки зрения технических и эксплу-
атационных аспектов КА ТК. Они должны подтверждаться и (или)
дополняться показателями, дающими представление об экономиче-
ских и о социальных качествах транспортных средств, предлагаемых
к рассмотрению.
Опыт разработок прошлых лет показал, что атрибуты транспорт-
ных средств, в том числе параметры производительности, могут быть
реализованы и оптимизированы с учетом альтернативных подходов
различных команд разработчиков.
В качестве инструмента планирования при разработке часто ис-
пользуют двумерные каталоги альтернатив — морфологические
ящики, где для каждого из атрибутов создаются матрицы возможных
вариантов. При таком подходе должна быть отобрана одна из до-
ступных и совместимых возможностей из перечисленных конструк-
тивных особенностей в соответствии с поставленным заданием.
Критическое рассмотрение применения этой стратегии проектиро-
вания систем ставит вопрос о степени взаимозависимости или незави-
симости атрибутов друг от друга. Ответ на этот вопрос может быть по-
лучен методом систематического попарного сравнения всех возможных
комбинаций атрибутов с точки зрения технической, экономической и
общественной компонент. Если такая оценка выполнена правильно, то
каждый атрибут получит свой «относительный вес» в 100 %, который
можно использовать как порядковый номер в рейтинге.
Взвешенный набор атрибутов можно использовать:
• для получения перспективной концепции вариантов проектиро-
вания КА с помощью морфологического подхода. Для этого потребу-