Е.А. Лазутин, И.В. Чубарев
14
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
Согласно данным на рис. 8, для рассматриваемой области полета
самолета система снижения маневренных нагрузок c выбранной выше
структурой и параметрами позволяет обеспечить снижение изгиба-
ющих моментов крыла в корневом сечении до заданного уровня в
240 т
м за счет реализации программного отклонения элеронов, в зави-
симости от заданной перегрузки ∆
n
y
з
и режима полета — числа М
и индикаторной скорости
V
инд
. Максимальный реализуемый изгибаю-
щий момент в корневом сечении крыла при М = 0,88,
V
инд
= 498 км/ч
снижен на 9,4 % относительно исходного значения 265,7 т
м (см. рис. 4).
Заключение.
Рассмотренная система снижения маневренных
нагрузок для прототипа ближнемагистрального пассажирского само-
лета с цифровой системой управления полетом позволяет снизить на
9…10 % расчетные изгибающие моменты в корневом сечении крыла.
Выбор управляющих органов такой системы необходимо осуществ-
лять не только исходя из их эффективности, но и с учетом особенно-
стей архитектуры силовой части системы управления и надежности ее
элементов. В качестве управляющих органов системы снижения
нагрузок оптимально использовать только элероны, каждый из кото-
рых имеет по два ЭГРП, что позволяет повысить надежность системы.
В качестве управляющего сигнала целесообразно использовать сигнал
заданного приращения нормальной перегрузки
n
y
з
, пропорциональ-
ный отклонению рычага продольного управления, который формиру-
ется в алгоритмах ручного управления цифровой системы управления
полетом. Использование сигнала
n
y
з
в качестве управляющего позво-
ляет решить вопросы, связанные с обеспечением аэроупругой устой-
чивости замкнутой системы.
ЛИТЕРАТУРА
Алешин Б.С., Живов Ю.Г., Кувшинов В.М., Устинов А.С.
Активные си-
стемы управления самолетов.
Москва, Наука, 2015, 216 с.
Бюшгенс Г.С.
Аэродинамика, динамика полета магистральных самоле-
тов
. Москва, Машиностроение, 1995, 772 c.
Гуськов Ю.П., Загайнов Г.И.
Управление полетом самолетов
. 2-е изд.,
перераб. и доп. Москва, Машиностроение, 1991, 272 с.
Образцов И.Ф., Булычев Л.А., Васильев В.В. и др.
Строительная механи-
ка летательных аппаратов
. Москва, Машиностроение, 1986, 536 с.
Ефремов А.В., Захарченко В.Ф., Овчаренко В.Н., Суханов В.Л., Шелю-
хин Ю.Ф., Устинов А.С.
Динамика полета
. Москва, Машиностроение, 2011, 776 с.
Горшков А.Г., Морозов В.И., Пономарев А.Т., Шклярчук Ф.Н.
Аэрогидро-
упругость конструкции
. Москва, ФИЗМАТЛИТ, 2000, 592 с.
Алешин Б.С., Баженов С.Г., Диденко Ю.И., Шелюхин В.Ф.
Системы
дистанционного управления магистральных самолетов
. Москва, Наука; Физматлит,
2013, 292 с.
Certification Specifications and Acceptable Means of Compliance for Large
Aeroplanes CS-25
. Amendment 20. European Aviation Safety — Agency, 24, August
2017.