Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017 1
УДК 629.7 DOI 10.18698/2308-6033-2017-12-1713
Проектирование системы снижения
маневренных нагрузок для магистрального
пассажирского самолета
© Е.А. Лазутин, И.В. Чубарев
Московский авиационный институт (национальный исследовательский
университет), Москва, 125993, Россия
Рассмотрена система снижения маневренных нагрузок применительно к прототи-
пу современного ближнемагистрального пассажирского самолета, оснащенного
цифровой системой управления полетом. Описаны варианты структур системы
снижения маневренных нагрузок, исходя из особенностей информационного обеспе-
чения системы управления полетом, особенностей архитектуры силовой части
и надежности ее элементов, выбрана оптимальная структура. При расчете пара-
метров указанной системы использована математическая модель самолета, позво-
ляющая учитывать упругость элементов его конструкции. Проведены расчеты,
которые дают возможность оценить эффективность системы по снижению изги-
бающих моментов крыла при маневрировании с учетом особенностей функциониро-
вания системы управления полетом рассматриваемого объекта управления.
Ключевые слова:
система снижения маневренных нагрузок, изгибающий момент
крыла, нормальная перегрузка, интерцепторы, элероны, цифровая система управ-
ления полетом
Введение.
Система снижения маневренных нагрузок относится
к классу активных систем управления самолетом [1–3], предназна-
ченных для улучшения его летно-технических характеристик (ЛТХ)
за счет снижения массы конструкции. Она построена на принципе
непосредственной разгрузки конструкции, который заключается в
перераспределении подъемной силы по размаху крыла таким обра-
зом, что при выходе самолета на предельную перегрузку разгружа-
ются концевые сечения крыла и догружаются его корневые сечения,
вследствие чего происходит уменьшение изгибающего момента кры-
ла практически по всему размаху. Этого можно достичь с помощью
отклонения концевых органов управления, расположенных на крыле.
В целях сохранения заданной перегрузки компенсация потери подъ-
емной силы осуществляется за счет увеличения угла атаки.
Из всего класса активных систем к рассматриваемой предъявляют-
ся наименьшие требования по быстродействию приводов органов
управления. Для ее работы нет необходимости в специальных датчи-
ках — в наиболее простом варианте реализации системы значение
имеет только датчик перегрузки, расположенный вблизи центра масс
самолета. Поскольку современные пассажирские самолеты имеют
цифровую систему управления полетом, реализация алгоритмов си-
стемы снижения маневренных нагрузок не составляет большого труда.