И.А. Пономарева
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2017
«расчетного» маневра (соответствующих погрешностям при осу-
ществлении маневра), учет выполнения «реального» маневра
exec
M
и
прогнозирование «реальной» траектории КА до момента расчета па-
раметров следующего маневра.
Результаты статистического моделирования.
В соответствии с
разработанным алгоритмом было проведено статистическое модели-
рование, которое подтвердило, что выбранный метод оптимизации
может быть использован для решения задач баллистико-навига-
ционного обеспечения при управлении КА. Ниже представлены ре-
зультаты моделирования для одного из частных случаев.
Здесь и далее использованы следующие значения входных парамет-
ров задачи:
0
40
,
min
500 000
x
км,
max
2500000
x
км,
min
0,1
V
мм/с,
max
50
V
м/с для маневров, проводимых в течение
первых 100 суток полета, и 10 м/с для последующих маневров,
min
60
,
max
165
. Номинальная перелетная орбита имеет следу-
ющие параметры: вектор положения КА на момент 17:59:46
6 сентября 2016 г. имеет вид (–6614,68835654; –1425,6784506;
1231,4536292) км в инерциальной системе J2000, вектор скорости
(2,8863626; –6,2987305; 8,2045026) км/с.
Для моделирования погрешностей, распределенных по нормаль-
ному закону, использованы следующие значения по критерию «три
сигма»: при формировании перелетной орбиты погрешность по вы-
соте перигея ±12 км, по высоте апогея ±120 000 км, по наклонению
±5 угл. мин, по долготе восходящего узла ±10 угл. мин, по аргументу
перигея ±24 угл. мин; при определении параметров траектории по-
грешности определения компонент вектора положения КА 5 км, а
вектора скорости КА 5 мм/с; при выдаче корректирующего импульса
погрешность по величине импульса составляет 6 %, погрешность по
направлению 40 угл. мин. Расчет каждого маневра проведен в момент
мсalc
t
за 1 сутки до момента выполнения маневра
м
.
t
В рассмотренном случае моделируемая погрешность формирова-
ния перелетной орбиты составила –1,102 км по высоте перигея,
–83686,005 км по высоте апогея, –1,971 угл. мин по наклонению,
+3,065 угл. мин по долготе восходящего узла, +6,257 угл. мин по ар-
гументу перигея.
Моменты осуществления маневров были выбраны следующим
образом: на этапе перелета маневры проводят на 10-е, 20-е, 40-е и
100-е сутки после старта, в дальнейшем — каждые 45 сут. При рас-
смотрении этапа перелета оптимизацию выполняли для «связанных»
пар маневров: задачу оптимизации решали для 6-размерного набора
неизвестных —
1 1 1
2 2 2
, ,
,
, ,
V
V
, перед выполнением ма-
невра № 1 определяли параметры маневров № 1 и № 2, затем перед