Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2017 1
УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2017-7-1641
Метод расчета параметров маневров при осуществлении
космического полета в точку либрации L
2
системы
Солнце — Земля
© И.А. Пономарева
Центральный научно-исследовательский институт машиностроения,
г. Королёв, Московская обл., 141070, Россия
Рассмотрена задача определения параметров маневров на этапе перелета косми-
ческого аппарата в окрестность точки либрации и на этапе движения в окрест-
ности этой точки. Представлен разработанный в рамках проекта «Спектр-РГ»
метод расчета параметров маневров, заключающийся в максимизации времени
пребывания в заданной области и основанный на квазиньютоновском методе чис-
ленной оптимизации с простыми ограничениями. Приведены характерные особен-
ности метода и результаты расчетов в рамках алгоритма статистического мо-
делирования, учитывающего различные типы неточностей и погрешностей.
Ключевые слова:
точка либрации, квазипериодическая орбита, корректирующий
маневр, квазиньютоновский метод оптимизации
Введение.
Квазипериодические орбиты в окрестностях точек
либрации представляют особый интерес для специалистов в области
небесной механики [1]. За последние двадцать лет было осуществле-
но несколько полетов зарубежных автоматических космических ап-
паратов (КА) в область, расположенную вблизи точки либрации L
2
системы Солнце — Земля, находящейся примерно в 1,5 млн км от
Земли в направлении, противоположном направлению на Солнце. На
2018 г. запланирован старт в данную область российской космиче-
ской обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма». Этот аппарат создается
для изучения Вселенной в рентгеновском и гамма-диапазонах спек-
тра электромагнитного излучения, для проведения исследований он
оснащен комплексом научной аппаратуры из двух зеркальных рент-
геновских телескопов. Планируется, что обсерватория «Спектр-РГ»
будет выведена на высокоэллиптическую орбиту, которая в окрест-
ности точки либрации переходит в квазипериодическую орбиту ам-
плитудой около 800 тыс. км [2].
Полет в окрестность точки либрации качественно отличается от
движения по околоземным орбитам. Во многом успешность проекта
зависит от точности маневрирования на этапе перелета к точке либ-
рации и на этапе удержания КА в ограниченной области вблизи дан-
ной точки. Настоящая работа посвящена методу расчета параметров
корректирующих маневров на всех этапах полета, в ней представле-