Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

И.Н. Абезяев,

А.В. Андреяненкова, П.Е. Величко, А.И. Поцеловкин, Д.В. Фокин

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2017

рам удалось частично разрешить указанную проблему ВКО, улучшив

качество переходного процесса и повысив его быстродействие. Однако

в современных условиях целевого применения КА проблема быстро-

действия процесса ВКО остается актуальной.

В данной работе рассматривается задача ВКО КА с помощью

бесплатформенного ОГК, в приборный состав которого входят блок

гироскопических измерителей угловой скорости (БГИУС) и прибор

ориентации по Земле (ПОЗ) [7]. При проектировании систем управ-

ления движением (СУД) КА эта задача встает тогда, когда требуется

написать алгоритм начальной ориентации КА после отделения его от

ракеты-носителя и алгоритм восстановления орбитальной ориента-

ции КА в нештатных случаях.

Постановка задачи.

Пусть КА, после того как он приведен к

вертикали места по сигналам ПОЗ, находится по курсу в произволь-

ном положении. В этот момент включается контур ОГК, по сигналам

которого связанная система координат (ССК) КА автоматически

приводится к орбитальной системе координат (ОСК).

Классические уравнения ОГК в форме наблюдателя имеют сле-

дующий вид [6]:

1 ПОЗ

2 ПОЗ

3 ПОЗ

(

)

,

(

)

,

= (

)

.

X

Y

Z

K

K

K

∆β ( Ω⋅ ∆α = γ − ∆β ( ω

 ∆α − Ω⋅ ∆β = − γ − ∆β ( ω

 ∆θ

ϑ − ∆θ ( ω ( Ω

(1)

где

,

∆β ∆β

,

,

,

∆α ∆α

,

∆θ ∆θ

— выходные сигналы ОГК, поступаю-

щие в систему стабилизации КА по углам и угловым скоростям,

в каналах крена, курса и тангажа;

— орбитальная угловая скорость

КА, производная от изменения аргумента широты

u

;

1

,

K

2

,

K

3

K

коэффициенты коррекции;

ПОЗ

γ

,

ПОЗ

ϑ

— выходные сигналы ПОЗ;

X

ω

,

Y

ω

,

Z

ω

— угловые скорости КА относительно инерциальной

системы координат в проекциях на ССК КА по крену, курсу и танга-

жу, измеряемые гироскопическими датчиками.

Структурная схема ОГК, реализующая алгоритм (1), представле-

на на рис. 1.

Существенным недостатком «классического» ОГК является то,

что в состоянии курсового движения переходные процессы в каналах

ориентации КА происходят с большим перерегулированием и имеют

чрезмерно затянутое время. Например, графики изменения углов и

угловых скоростей КА при его движении из начального курсового

положения относительно ОСК

(0) 180

ψ = − °

и начальных значениях

тангажа и крена

(0) (0) 0

ϑ = γ = °

подтверждают данный недостаток

(рис. 2 и 3).