Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017 1
УДК 62-50 DOI 10.18698/2308-6033-2017-5-1621
Способ восстановления курсовой ориентации
космического аппарата с использованием
орбитального гирокомпаса
© И.Н. Абезяев, А.В. Андреяненкова, П.Е. Величко,
А.И. Поцеловкин, Д.В. Фокин
ОАО «ВПК «НПО машиностроения», г. Реутов, Московская обл., 143966, Россия
Разработка алгоритмов управления угловой ориентации и стабилизации орби-
тального космического аппарата — одно из наиболее актуальных и динамично
развивающихся направлений в области космонавтики и теории управления. Осо-
бую роль в алгоритме приведения связанной системы координат к орбитальной
системе координат играет этап курсового движения. Существующие системы
ориентации, в состав которых входит орбитальный гирокомпас, не имеют пере-
ходных процессов должного качества. Для таких систем необходимо решить за-
дачу сокращения времени построения орбитальной системы координат в канале
курса и повышения качества переходного процесса в целом. В данной работе про-
веден анализ «классического» метода орбитального гирокомпасирования и указа-
ны его недостатки. Предложен новый способ восстановления курсовой ориента-
ции с использованием орбитального гирокомпоса, который существенно сокраща-
ет время и улучшает качество переходных процессов. Представлены графики,
отражающие поведение космического аппарата в процессе восстановления курсо-
вой ориентации с использованием предложенного метода.
Ключевые слова:
восстановление курсовой ориентации, орбитальный гирокомпас,
орбитальное гирокомпасирование, система управления движением, космический аппа-
рат, угловое движение, ориентация, стабилизация, программный курсовой поворот
Введение.
Впервые решение вопроса восстановления курсовой
ориентации космического аппарата (ВКО КА) было предложено в
1959 г. в кандидатской диссертации Е.Н. Токаря, создателя отече-
ственного гироорбитанта. Разработанная им система стала классиче-
ской для серий советских КА первого поколения («Восток», «Вос-
ход», «Зенит», «Алмаз») и просуществовала вплоть до наступления
эпохи бесплатформенных систем. Развитие теории систем на базе ги-
рообитанта нашло отражение в трудах многих отечественных авто-
ров [1–4]. Основной недостаток таких систем заключается в том, что
для ВКО с помощью гирообитанта характерны затянутое время и
низкое качество переходного процесса.
Аналогичная проблема возникла с изобретением орбитального ги-
рокомпаса (ОГК) [5], построенного на базе гироинтеграторов угловых
скоростей, а в дальнейшем — на основе гироскопических датчиков уг-
ловых скоростей по бесплатформенному принципу. В работе [6] авто-