Контроль полета пилотируемых космических аппаратов
для
оценки их состояния…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017 7
обеспечение для автоматизированного выполнения основных работ
процесса контроля.
Алгоритмы контроля.
Возможные методы анализа телеметри-
ческой информации, получаемой с борта ПКА, могут быть основаны
на принципах, изложенных в работе [8] и требующих применения
следующих унифицированных алгоритмов, с помощью которых
можно выполнить анализ состояния большинства систем ПКА.
1. Алгоритмы, основанные на методе двухуровневого контроля,
предусматривают задание по каждому параметру контролируемой
системы двух диапазонов пороговых значений: предельно допусти-
мого и среднестатистического для ожидаемых значений параметров.
Если значения всех контролируемых параметров не вышли за сред-
нестатистический предел, формируется заключение о нормальном
состоянии системы, если вышли, значит, обнаружена аномалия. Это
наиболее простой и удобный алгоритм анализа телеметрии как при
«ручной», так и при автоматизированной его реализации.
2. Алгоритмы, основанные на матрицах состояний, строятся на
предположении, что состояние системы можно определить совокуп-
ностью значений телеметрируемых параметров и промежуточных
вычислений некоторых физических величин, зависящих от состояния
системы. Возможные варианты таких совокупностей размещаются в
строках матрицы состояния, при этом часть строк отражает нормаль-
ное состояние системы, другая часть — ненормальное. Совпадение
фактических значений телеметрируемых параметров и промежуточ-
ных вычислений с их значением в какой-либо строке свидетельствует
о наличии в реальности отраженного в ней состояния системы.
3. Алгоритмы, использующие принцип «деревьев» поиска состо-
яний, основаны на последовательном анализе отдельных парамет-
ров, характеризующих контролируемую систему. Поиск состояния
этой системы разветвляется в зависимости от поэтапных результатов
анализа и завершается идентификацией состояния системы после ря-
да операций последовательного анализа.
4. Алгоритмы, основанные на использовании математической
модели ПКА, заключаются в потактовом сравнении совокупности
телеметрических параметров, получаемых из модели, с данными
фактических измерений. При этом модель ПКА включается в рабо-
чий режим параллельно с реальным бортовым процессом и в реаль-
ном масштабе времени генерирует телеметрическую информацию о
нормальном ходе анализируемого процесса.
В случае если задачу анализа телеметрии по какой-либо системе
или по какому-либо процессу на борту ПКА невозможно свести к од-
ному из этих алгоритмов, требуется создание индивидуального алго-
ритма анализа.