Контроль полета пилотируемых космических аппаратов
для
оценки их состояния…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017 3
различными директивами и инструкциями, телевизионную информа-
цию, иллюстрирующую эти инструкции, запросные сигналы для си-
стемы радиоконтроля параметров траектории [3].
При выполнении экипажем функций управления полетом он мо-
жет судить о состоянии ПКА и работе его систем по информации с
бортовых индикаторных устройств. Ориентацию ПКА и его движе-
ние относительно внешних ориентиров (Земли, Солнца, Луны, звезд)
или другого ПКА космонавты контролируют через иллюминаторы,
оптические приборы и с помощью внешних телевизионных камер.
Информация о параметрах траектории ПКА поступает экипажу от
бортовой навигационной системы либо передается с Земли.
Для оценки состояния и функционирования ПКА средствами
БКАУ используют информацию, которая поступает к нему от борто-
вых систем (БС) ПКА и с датчиков аппаратуры, контролирующих
состояние внутренней и внешней среды.
Система управления полетом получает не только информацию,
поступающую с борта ПКА, но и значительный по объему поток не-
обходимых данных от различных наземных служб. Например, ин-
формация, получаемая от гидрометеорологической службы и службы
радиационной безопасности, содержит ряд данных о внешней среде, в
которой проходит полет ПКА; заключения службы медицинского
обеспечения полета о состоянии экипажа позволяют судить о его здоро-
вье и работоспособности; из центра обработки и анализа научной ин-
формации поступают сведения о текущем объеме выполнения научных
исследований, а также рекомендации по их планированию на остав-
шийся период полета и по использованию научных приборов.
Система управления полетом ПКА выполняет свои функции (в том
числе контроль и оценку состояния и работы ПКА) в двух основных
режимах: оперативном и неоперативном. При оперативном режиме
(иногда он именуется режимом реального времени) результаты дости-
гаются в существенно ограниченное время. Так, чтобы обеспечить
незамедлительное реагирование в экстренных случаях, требуется осу-
ществлять в режиме реального времени контроль и оценку параметров,
влияющих на безопасность экипажа, жизнеспособность ПКА и харак-
теризующих проведение ответственных полетных операций. В случае
негативного результата контроля необходимые решения должны быть
приняты и реализованы также в оперативном режиме [4]. Функции, ре-
зультаты выполнения которых используются не в срочном порядке, от-
носятся к категории реализуемых в неоперативном режиме. Это,
например, долговременное и краткосрочное (в настоящее время —
недельное) планирование, углубленный анализ и оценка качества рабо-
ты бортовых систем ПКА, принятие и реализация решений при значи-
тельном располагаемом времени на парирование выявленной аномалии.