В.А. Соловьёв, В.Е. Любинский, Н.В. Мишурова
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017
В ходе полета ПКА ряд его БС функционирует непрерывно (так
называемые постоянно действующие системы — ПДС). Работа неко-
торых ПДС может проходить в одном определенном режиме,
бо́льшая же их часть работает в различных, сменяющих друг друга
режимах. Остальные системы ПКА (назовем их условно динамиче-
скими системами — ДС) включаются в работу в нужных режимах на
некоторые необходимые периоды времени. Автоматизация контроля
тех и других систем в процессе их функционирования может осу-
ществляться с использованием алгоритмов, краткое описание кото-
рых приведено ранее.
В соответствии с планом полета ПКА, на фоне работы ПДС вы-
полняются полетные операции, реализуемые, как правило, за счет
организованного во времени функционирования ДС в определенных
режимах. Обычно полетные операции ПКА носят типовой характер и
выполняются по заданной программе («циклограмме»), согласно ко-
торой в определенные моменты времени или при определенных
условиях включаются определенные ДС в нужных режимах работы.
В ходе выполнения полетных операций необходимо контролиро-
вать не только состояние и работу каждой участвующей в нем ДС, но
и факты ее включения и выключения, автоматического переключе-
ния режимов, время свершения этих событий. Время включения, вы-
ключения и автоматического переключения режимов ДС, а также до-
стижения определенного результата должно находиться в пределах
допусков, указанных в циклограммах полетных операций. Если такое
условие не выполняется, это расценивается как аномалия.
Автоматизация контроля состояния и функционирования ПКА.
Автоматизацию контроля выполнения полетных операций ПКА пред-
ставляется целесообразным осуществлять в соответствии с приведенной
на рис. 2 логикой.
В состав ПКА входят БС различного назначения. Например, на
транспортном корабле «Союз» их насчитывается более двух десят-
ков, в том числе:
1)
ПДС (системы терморегулирования, энергоснабжения, обес-
печения газового состава атмосферы обитаемых отсеков, обеспече-
ния жизнедеятельности экипажа, управления работой комплекса БС,
малогабаритная бортовая информационно-телеметрическая система,
бортовая вычислительная сеть, включая БКАУ);
2)
ДС (система управления движением и навигации, двигательная
установка корабля, радиотехнические системы, аппаратура спутниковой
навигации, системы стыковки и внутреннего перехода между кораблем
и станцией, управления спуском, включая исполнительные органы,
комплекс средств спасения, средства контроля герметичности стыка,
система регистрации информации, интегрированный пульт космонав-
тов, система термодатчиков разделения отсеков).