Контроль полета пилотируемых космических аппаратов
для
оценки их состояния…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017 5
4) установление влияния аномалии на различные бортовые си-
стемы ПКА;
5) прогнозирование развития аномалии и вызванной ею эволю-
ции состояния и работоспособности ПКА;
6) выработка рекомендаций по устранению аномалии или пари-
рованию ее влияния на безопасность экипажа, жизнеспособность или
работоспособность ПКА и по дальнейшему использованию бортовой
системы, к которой имеет отношение возникшая аномалия.
Все указанные работы выполняют в соответствии с методиками,
основанными на классических подходах к решению связанных с ни-
ми задач, на специфике конкретного ПКА, полет которого проводит-
ся, и на опыте управления полетами аналогичных ПКА. Указанные
методики должны быть подготовлены по каждой текущей модифика-
ции конкретного вида ПКА и оформлены в виде инструкций специа-
листам, осуществляющим контроль. Они должны использоваться
также в качестве основы для разработки алгоритмов автоматизиро-
ванного контроля.
Информация, получаемая при выполнении перечисленных основ-
ных работ, передается руководству полетом для принятия решения от-
носительно дальнейшего полета. Это решение может либо указывать
на возможность продолжения полета согласно разработанному ранее
плану, либо содержать программу действий, направленных на пари-
рование возникшей аномальной ситуации и выполнение предстоящей
части полета.
На Земле процесс контроля и оценки состояния и функциониро-
вания ПКА выполняет ОГУ ПКА, в частности — входящая в ее со-
став подгруппа контроля. Последняя представляет собой человеко-
машинный элемент системы управления полетом ПКА, состоящий из
персонала и комплекса используемых им программно-аппаратных
средств (вычислительные машины, средства представления инфор-
мации, средства связи, система хранения информации и обмена ею
между подгруппами ОГУ и т. п.). Эта подгруппа в совокупности с
экипажем и БКАУ в процессе выполнения ими функций контроля, а
также со средствами, поставляющими необходимую для контроля
информацию, играет роль подсистемы (подсистемы контроля), вхо-
дящей в общую функциональную структуру системы управления по-
летом ПКА.
В настоящее время практически все основные работы, которые
проводятся при оценке состояния и функционирования ПКА, выпол-
няются в основном «вручную» специалистами подгруппы контроля.
При этом объектом их деятельности являются бортовые системы
ПКА и физические условия внутри и снаружи ПКА, а используемой
ими информацией — телеметрия и сообщения экипажа. Дополни-