Экспериментальное исследование фрикционных планетарных передач
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2016 7
приняты за допускаемые. Испытания проходили как при наличии
смазочного материала, так и без него.
Рис. 7.
КПД и скольжение смазачного материала при давлении МПа:
КПД: 1
— 1 600;
2
— 1 200;
скольжение: 3
— 1 600;
4
— 1 200
По выражению (2) определяли зависимость отношения максималь-
но реализуемого момента к номинальному от отношения действующих
контактных напряжений к допускаемым ([σ]
Н
= 2000 МПа):
4
1
2
1
1, 23 10
.
2
H
w
T u
u
d n f
σ = ⋅
−
(2)
Из полученных экспериментальных данных, в зависимости от
значений
max
T
и
ном
T
, можно выявить, что до отношения
σ
Н
/[σ]
Н
< 1,15…1,20 экспериментальные значения лежат ниже дан-
ных теоретического расчета, а при отношении, когда σ
Н
/[σ]
Н
> 1,20
находятся выше него.
При σ
Н
/[σ]
Н
< 1,15…1,20 происходит нормальная работа переда-
чи, и повреждений поверхностей рабочих тел после испытаний не
обнаруживают. Однако рабочие поверхности изнашивались, что про-
являлось в образовании порошка при испытании передач без смазоч-
ного материала и приводило в дальнейшем к выглаживанию рабочих
поверхностей (рис. 8).
ревышение значения соотношения σ
Н
/[σ]
Н
> 1,20 приводит к из-
менению поверхностных слоев рабочих тел и их повреждению. По-
вышение нагрузочной работоспособности вызовет увеличение коэф-
фициента трения. При отсутствии смазочного материала рост коэф-
фициента трения обусловлен изменением физико-механических
свойств поверхностей и образованием местных мостиков сварки (за-
диров поверхностей), а при наличии смазки — нарушением процесса
образования стабильной масляной пленки в контакте, причем в этом