Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

О.А. Ряховский, А.Н. Воробьев

6

Инженерный журнал: наука и инновации

# 10·2016

Рис. 6

. Зависимость КПД и упругого скольжения

при наличии смазочного материала:

КПД:

1

— 1 200 об/мин;

2

— 850 об/мин;

3

— 300 об/мин;

скольжение:

4

— 1 200 об/мин;

5

— 860 об/мин;

6

— 300 об/мин

Анализ экспериментальных данных позволяет заключить, что

упругое скольжение до ψ ≤ 1,0 увеличивается почти линейно и имеет

малое значение. Как обычно у механических передач, КПД вначале

повышается с ростом нагрузки вследствие уменьшения доли потерь

холостого хода в общем балансе потерь. Своего максимального зна-

чения КПД достигает при ψ = 0,8…0,9 и составляет 0,95…0,99, а за-

тем снижается с ростом потерь от проскальзывания.

Кривые упругого скольжения и КПД свидетельствуют о том, что

оптимальная нагрузка ФПП без смазочного материала лежит в диапа-

зоне ψ = 0,7…0,8, где передача имеет наиболее высокий КПД. При

ψ < 0,7 передача недогружена, а режим работы при ψ > 0,9 допуска-

ется только при кратковременных перегрузках.

Работа передачи со смазочным материалом значительно отличается

отработы без смазки (рис. 7). Если при отсутствии смазочного материа-

ла упругое скольжение составляет малое значение (~0,02…0,20 %), то

при смазывании поверхностей вообще не наблюдается. Происходит

постоянное проскальзывание рабочих тел, которое достигает 20…25 %,

хотя значение КПД остается довольно высоким (η = 0,90…0,95).

Кроме того, при работе передачи со смазочным материалом на

скольжение и КПД оказывает существенное влияние окружная ско-

рость. Наибольший КПД и наименьшее скольжение получены при

окружной скорости 0,89 м/с.

Исследование работы передачи при различных значениях кон-

тактных давлений проводили путем измерения максимально возмож-

ного момента на тихоходном валу. Нагружаемый момент постепенно

увеличивался до момента наступления пробуксовки и полной оста-

новки тихоходного вала. Полученные данные сопоставлялись с ре-

жимом, для которого значение максимальных контактных напряже-

ний соответствовало [σ]

Н

= 200 МПа [2] и которые условно были