О.А. Ряховский, А.Н. Воробьев
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2016
Рис. 6
. Зависимость КПД и упругого скольжения
при наличии смазочного материала:
КПД:
1
— 1 200 об/мин;
2
— 850 об/мин;
3
— 300 об/мин;
скольжение:
4
— 1 200 об/мин;
5
— 860 об/мин;
6
— 300 об/мин
Анализ экспериментальных данных позволяет заключить, что
упругое скольжение до ψ ≤ 1,0 увеличивается почти линейно и имеет
малое значение. Как обычно у механических передач, КПД вначале
повышается с ростом нагрузки вследствие уменьшения доли потерь
холостого хода в общем балансе потерь. Своего максимального зна-
чения КПД достигает при ψ = 0,8…0,9 и составляет 0,95…0,99, а за-
тем снижается с ростом потерь от проскальзывания.
Кривые упругого скольжения и КПД свидетельствуют о том, что
оптимальная нагрузка ФПП без смазочного материала лежит в диапа-
зоне ψ = 0,7…0,8, где передача имеет наиболее высокий КПД. При
ψ < 0,7 передача недогружена, а режим работы при ψ > 0,9 допуска-
ется только при кратковременных перегрузках.
Работа передачи со смазочным материалом значительно отличается
отработы без смазки (рис. 7). Если при отсутствии смазочного материа-
ла упругое скольжение составляет малое значение (~0,02…0,20 %), то
при смазывании поверхностей вообще не наблюдается. Происходит
постоянное проскальзывание рабочих тел, которое достигает 20…25 %,
хотя значение КПД остается довольно высоким (η = 0,90…0,95).
Кроме того, при работе передачи со смазочным материалом на
скольжение и КПД оказывает существенное влияние окружная ско-
рость. Наибольший КПД и наименьшее скольжение получены при
окружной скорости 0,89 м/с.
Исследование работы передачи при различных значениях кон-
тактных давлений проводили путем измерения максимально возмож-
ного момента на тихоходном валу. Нагружаемый момент постепенно
увеличивался до момента наступления пробуксовки и полной оста-
новки тихоходного вала. Полученные данные сопоставлялись с ре-
жимом, для которого значение максимальных контактных напряже-
ний соответствовало [σ]
Н
= 200 МПа [2] и которые условно были