Экспериментальное исследование фрикционных планетарных передач
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2016 5
тельное приращение длины поверхности и при полном обороте во-
круг оси проходит большее расстояние, чем в случае отсутствия тан-
генциальных деформаций.
Частоты вращения валов определяли регистрацией импульсов,
приходящих с индицирующих дисков, установленных на входном и
выходном валах редуктора.
По отношению моментов на валах и фактическому значению их
частот вращения определяли КПД передачи:
2 2
1 1
,
ω η =
ω
T
T
где
1
T
— момент на быстроходном валу;
2
T
— момент на тихоход-
ном валу;
1
ω
и
2
ω
— частоты вращения на быстроходном и тихо-
ходном валах соответственно.
Вращающий момент на быстроходном валу определяли измере-
нием тока и напряжения, потребляемого электродвигателем, с даль-
нейшим пересчетом. Для определения момента на тихоходном валу
статор магнитопорошкового тормоза был установлен на балансирной
подвеске и заторможен от поворота тензометрической пружиной,
сигнал от которой поступал на тензостанцию, а затем на индициру-
ющее устройство.
Испытания проходили как без смазочного материала в контакте
рабочих тел, так и со смазочным материалом (синтетическим маслом
TQ-D фирмы Castrol вязкостью 6
⋅
10
–5
м
2
/с при температуре 20
°
С по
вискозиметру ВПЖ-4). Окружные скорости центрального колеса
5
(см. рис. 1) составляли 0,31; 0,89 и 1,35 м/с, усилие прижатия рабочих
тел — 5300 и 4500 Н, что соответствует максимальным контактным
напряжениям 2100 и 1900 МПа, определяемым по формулам Герца
для неподвижных цилиндров.
Исследование работоспособности при контактных давлениях,
превышающих допустимые и силах прижатия, соответствующих
максимальным контактным напряжениям 1900, 2000, 2100, 2600 и
3200 Мпа, показало, что окружная скорость составляла 0,89 м/с.
Приводимые на графиках данные являются осредненными для
трех испытанных комплектов рабочих тел — центрального колеса,
сателлитов, охватывающего колеса.
Зависимость упругого скольжения ξ и КПД (η) при работе пере-
дачи без смазочного материала, от коэффициента тяги ψ [3], который
представляет отношение
,
ψ =
t
n
F
fF
где
t
F
— окружная сила;
n
F
— сила прижатия рабочих тел;
f
— ко-
эффициент трения в контакте рабочих тел, иллюстрирует рис. 6.