Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2016 1
УДК 621.839.36 DOI 10.18698/2308-6033-2016-10-1541
Экспериментальное исследование фрикционных
планетарных передач
© О.А. Ряховский, А.Н. Воробьев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлены результаты экспериментальных исследований фрикционных пере-
дач по определению КПД упругого скольжения и работоспособности передачи при
контактных давлениях, превышающих допустимые, на специально спроектиро-
ванном и изготовленном кафедрой «Детали машин» МГТУ им. Н.Э. Баумана стен-
де. Испытания проводились как со смазочным материалом, так и без него. По
полученным результатам установлены оптимальные режимы работы фрикцион-
ной планетарной передачи.
Ключевые слова:
самоустанавливающиеся передачи, фрикционные передачи.
Для передачи вращательного движения с изменением скорости и
силовых параметров применяют передачи зацеплением. Однако, как
показывает практика, мелкомодульные зубчатые передачи при высо-
ких окружных скоростях и наличии вибраций имеют малый ресурс.
Установлено [1], что мелкомодульные зубчатые передачи можно
успешно заменить на более простые по конструкции и исполнению
фрикционные планетарные передачи (ФПП) с разгруженными от сил
прижатия фрикционных тел валами и опорами. Такая замена позво-
лила повысить ресурс механизмов с ФПП и уменьшить их габарит-
ные размеры и массу.
Проведен [2] приближенный расчет ФПП. Для создания такой
передачи с наиболее оптимальными соотношениями геометрических
размеров определено влияние передаточного отношения на ее тяго-
вые возможности. Передаточное отношение может изменяться в ши-
роких пределах. Однако в реальной конструкции его значение долж-
но быть ограничено, так как невозможно предельно увеличивать силу
прижатия рабочих тел из-за появления пластических деформаций
рабочей поверхности. Тем не менее при передаточном отношении,
близком к 2, размеры сателлитов уменьшаются, что также приводит к
росту контактных напряжений. Поэтому была рассмотрена теорети-
ческая ФПП с зафиксированным размером охватывающего колеса и
изменяемым размером центрального колеса.
Для получения значений максимальных контактных напряжений,
возникающих на площадке контакта сателлита с центральным коле-
сом, использовали решение Герца по контакту двух цилиндров:
1
2
2
1
,
(1 )
( 2)
σ =
π − ν
−
H
w
E
T
n d f u
(1)