Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2016 11
Математическая модель взрыва, применяемая в описываемом рас-
четном методе, упрощена. В ней взрыв небесного тела подобен ядерно-
му, т. е. происходит одномоментно и является сферически симметрич-
ным. Поэтому при расчетах важно указать именно ту «точку» взрыва,
которая позволяет наилучшим образом аппроксими-ровать точечно
действительно значительно более сложный и длительный взрывной
процесс. Это возможно сделать только варьированием основных рас-
четных параметров точечного взрыва в разумном диапазоне их измене-
ния, сопоставляя при этом расчетные и наблюдаемые параметры, харак-
теризующие распространение от него ударной волны, и получая
наилучшее согласование расчетных и экспериментальных данных. При
этом естественно полагать, что высота этого точечного взрыва лежит в
интервале высот 27…30 км.
Усредненное значение географических координат точки траектории
Челябинского метеороида с высотой, соответствующей середине этого
весьма короткого участка траектории, по очень близким данным из ис-
точников [2, 5, 13], равна 54,87° с. ш. и 61,20° в. д. Отклонение по ши-
роте от данных, использованных в работе [2], составляет 0,02°, а по
долготе различия вовсе не зафиксированы. Расчетное время взрыва
не изменилось — 9:20:30 15 февраля 2013 г. Расчетный геодезиче-
ский азимут траектории составил 283,2° [5] — это означает, что объ-
ект двигался в целом с востока на запад, отклоняясь к северу на 13,2°,
что на 1,3° меньше, чем в ранних расчетах, с азимутом, определен-
ным по следу метеороида.
Для того чтобы начать численные расчеты в рамках описываемой
модели, остается определить только еще один параметр — где-
нибудь, но достаточно далеко от эпицентра взрыва требуется узнать
максимальный перепад давления на ударной волне. И в ранней статье
автора [2], и в вышедших позднее работах крупных авторских кол-
лективов [4, 5] подобные параметры определялись по состоянию
остекления зданий в зоне разрушений, т. е. по наличию и/или доле
разбитых оконных стекол в зоне действия ударной волны. На карте,
приведенной в источнике [5], фрагмент которой представлен на
рис. 1, по данным МЧС (светло-оранжевые точки), а также по поле-
вым изысканиям соавторов статьи [5] (малиново-красные точки), по-
казаны районы Челябинска и населенные пункты одноименной обла-
сти, в которых оконные стекла были разбиты. Желтые точки на карте
отмечают пункты выпадения мелких осколков метеороида, и в рас-
сматриваемом контексте интереса для нас пока не представляют. Не
закрашенные точки показывают пункты, где значимые количества
разбитых стекол не были обнаружены.