Previous Page  6 / 32 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 32 Next Page
Page Background

Ю.И. Лобановский

6

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2016

Это означает, что на участке траектории от верхней границы ат-

мосферы при ξ

0

≥ ξ ≥ 1 скорость полета

v

неизменна и равна началь-

ной скорости

v

0

, а при 1 ≥ ξ ≥ 0 она линейно изменяется по ξ от

v

0

до

v

f

, и здесь ее среднее значение равно полусумме начального и конеч-

ного значений. Тогда на интервале 0…ξ

0

изменения параметра ξ лег-

ко определить среднюю скорость объекта

v

 

на всем атмосферном

участке траектории через статистические коэффициенты α и β,

начальное и конечное ее значения:

0

,

f

v

v v

     

(3)

где

0

1 1

,

2

  

(4)

0

1 .

2

 

(5)

Например, для Челябинского метеороида при скорости входа в

атмосферу 18,85 км/с, условной высоте входа 90 км, высоте его взры-

ва 28 км и приведенной высоте атмосферы

h

= 8,00 км [3], ξ

0

= 2,78,

коэффициенты α и β соответственно имеют значения 0,820 и 0,180.

Несмотря на то что формулы (3)–(5) выведены при довольно

ограничительных предположениях, накладываемых на траекторию,

вследствие экспоненциального нарастания плотности атмосферы ос-

новная доля от изменения скорости объекта всегда приходится на по-

следний (нижний) участок его траектории при изменении высоты,

соизмеримой со значением приведенной высоты

h

. Поэтому в при-

ближенных вычислениях формулы (3)–(5) вполне могут применяться

за пределами ограничений, которые накладывались при их выводе. К

тому же если траектория объекта становится все круче, то потери

скорости при торможении, по крайней мере, для интересующих нас

достаточно крупных объектов (класса Тунгусского метеороида и вы-

ше), стремятся к 0 (

v

f

v

0

). Поэтому в такой ситуации какие-либо

неточности в определении средней скорости практически перестают

иметь сколько-нибудь существенное значение.

Алгоритмы, заложенные в модуль расчета взрывов и столкнове-

ний, довольно подробно описаны [7]. Таким образом, все параметры

рассматриваемого процесса замыкаются через необходимое количе-

ство уравнений, и при известной орбите объекта до входа в земную

атмосферу стало возможным с точностью до погрешностей измере-

ния высоты взрыва и координат эпицентра однозначно определять

все основные параметры как самого объекта, так и вызванного им

взрыва. Известны скорость объекта и угол наклона траектории в лю-

бой ее точке. В расчетах определяются как длина траектории от точ-

ки входа в атмосферу до точки воздушного взрыва, так и его высота.