Previous Page  7 / 32 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 32 Next Page
Page Background

Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2016 7

А заданные скорость и угол входа (угол наклона траектории в точке

входа) вместе с известной высотой взрыва и перепадом давления на

ударной волне при заданном удалении от эпицентра однозначно

определяют характеристики взрыва, вызванного разрушением объек-

та и очень резким торможением его обломков, которые лавинообраз-

но дробятся вплоть до мелких крошек и пыли, а затем испаряются и

превращаются в облако плазмы.

Из описания модуля расчета скорости на атмосферном участке

траектории становится ясно — для того чтобы его применить, надо

знать параметры взрыва, которые требуются для вычисления фи-

нальной скорости объекта по формуле (1). При этом для их опреде-

ления, в свою очередь, необходимо знать параметры траектории. И

вдобавок, заранее неизвестен азимутальный угол в точке входа объ-

екта в атмосферу, как и прицельное расстояние или длина атмосфер-

ного участка траектории. В начале расчетов любого конкретного слу-

чая входа объекта в атмосферу Земли, пока не просчитано достаточно

большое количество вариантов и не получен необходимый опыт реше-

ния подобных задач, даже приблизительно неясен уровень параметров,

с которых нужно начинать процесс решения. Именно поэтому процеду-

ра, которая, как видно из анализа описания модуля расчета скорости,

оказывается процедурой последовательных приближений, должна быть

простой и быстрой, чтобы можно было провести достаточно много

вложенных циклов вычислений по нескольким параметрам до сходимо-

сти этой итерационной процедуры. Следовательно, все расчетные

модули, в том числе и тот, который определяет торможение объекта в

атмосфере, должны быть максимально просты в использовании, что и

достигается с помощью описанного выше алгоритма.

Следует отметить, что модуль расчета взрывов и столкновений из

источника [6] также полностью соответствует этим требованиям. И

только из-за них на первом этапе разработки численной модели был

использован именно такой модуль расчета атмосферного участка

траектории при малых углах входа (δ ≤ 10º…15º), являющийся про-

стейшим из адекватных. За эту простоту приходится «платить» при-

ближенностью решения. Основным источником возможных погреш-

ностей кроме предельно простой модели движения объекта в атмо-

сфере является еще и то, что во

«внешней» интерактивной части

модели, описывающей разрушение метеороидов в атмосфере [6], его

движение рассматривается без учета кривизны земной поверхности,

что для длинных плоских траекторий приводит к неточности опреде-

ления угла входа. Поэтому для таких траекторий данный параметр

является справочным, и его нельзя без поправок на отклонение нор-

мали к земной поверхности в пределах длины траектории объекта

сравнивать с результатами наблюдений.