Предложения по космическому аппарату с луноходом
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2016 15
На начальном этапе разработки анализ осуществлен на основе эв-
ристических методов оценки с использованием статистических данных.
При сравнении вариантов адаптации КА ЛР по
стоимости
и
времени разработки
учитывают количество разрабатываемых вновь
составных частей КА. Чем больше новых составных частей, тем вы-
ше стоимость и длительнее время разработки (для нового изделия
кроме затрат на изготовление учитываются затраты на разработку
документации и проведение испытаний) КА. Очевидно, что вариант 3
по отношению к вариантам 1 и 2 обладает наименьшим количеством
новых составных частей, так как для функционирования лунохода
часть бортовых систем не разрабатывают вновь, а используют уже
применяемые в КА ЛР и имеющие к этому моменту летную квали-
фикацию. Соответственно, время и стоимость разработки КА ЛХ с
адаптацией КА ЛР по варианту 3 будут наименьшими.
Массу полезной нагрузки
лунохода в первом приближении можно
определить исходя из массы лунохода. Для получения данных о мас-
се полезной нагрузки лунохода используют статистические коэффи-
циенты по прототипам. В качестве прототипов приняты имеющие
летную квалификацию отечественные и иностранные планетоходы
для исследований Луны и Марса. В табл. 1 представлены данные об
относительной массе полезной нагрузки прототипов, среднее значе-
ние которой составляет 0,108.
Таблица 1
Относительная масса полезной нагрузки различных прототипов
Планетоход
Масса плането-
хода, кг
Масса полезной
нагрузки плане-
тохода, кг
Относительная масса
полезной нагрузки пла-
нетохода
«Луноход-1»
756
105
0,139
«Луноход-2»
836
120
0,144
«Sojourner»
10,6
1
0,094
«Spirit»/«Opportunity»
185
7
0,038
«Curiosity»
899
80
0,089
«Yutu»
140
20
0,143
Средняя относительная масса полезной нагрузки плане-
тохода
0,108
Соответственно, используя данный показатель, получаем, что масса
полезной нагрузки для лунохода массой 120 кг (вариант 1) составит в
среднем 13 кг, а для лунохода массой 150 кг (вариант 2) — 16 кг.
Учитывая, что наибольшая масса полезной нагрузки лунохода
обеспечивается его максимальной массой, а масса лунохода в вари-
анте адаптации 3 может быть больше массы луноходов в вариантах
адаптации 1 и 2, масса полезной нагрузки лунохода в варианте 3 так-