Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 31 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 31 Next Page
Page Background

Предложения по космическому аппарату с луноходом

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2016 15

На начальном этапе разработки анализ осуществлен на основе эв-

ристических методов оценки с использованием статистических данных.

При сравнении вариантов адаптации КА ЛР по

стоимости

и

времени разработки

учитывают количество разрабатываемых вновь

составных частей КА. Чем больше новых составных частей, тем вы-

ше стоимость и длительнее время разработки (для нового изделия

кроме затрат на изготовление учитываются затраты на разработку

документации и проведение испытаний) КА. Очевидно, что вариант 3

по отношению к вариантам 1 и 2 обладает наименьшим количеством

новых составных частей, так как для функционирования лунохода

часть бортовых систем не разрабатывают вновь, а используют уже

применяемые в КА ЛР и имеющие к этому моменту летную квали-

фикацию. Соответственно, время и стоимость разработки КА ЛХ с

адаптацией КА ЛР по варианту 3 будут наименьшими.

Массу полезной нагрузки

лунохода в первом приближении можно

определить исходя из массы лунохода. Для получения данных о мас-

се полезной нагрузки лунохода используют статистические коэффи-

циенты по прототипам. В качестве прототипов приняты имеющие

летную квалификацию отечественные и иностранные планетоходы

для исследований Луны и Марса. В табл. 1 представлены данные об

относительной массе полезной нагрузки прототипов, среднее значе-

ние которой составляет 0,108.

Таблица 1

Относительная масса полезной нагрузки различных прототипов

Планетоход

Масса плането-

хода, кг

Масса полезной

нагрузки плане-

тохода, кг

Относительная масса

полезной нагрузки пла-

нетохода

«Луноход-1»

756

105

0,139

«Луноход-2»

836

120

0,144

«Sojourner»

10,6

1

0,094

«Spirit»/«Opportunity»

185

7

0,038

«Curiosity»

899

80

0,089

«Yutu»

140

20

0,143

Средняя относительная масса полезной нагрузки плане-

тохода

0,108

Соответственно, используя данный показатель, получаем, что масса

полезной нагрузки для лунохода массой 120 кг (вариант 1) составит в

среднем 13 кг, а для лунохода массой 150 кг (вариант 2) — 16 кг.

Учитывая, что наибольшая масса полезной нагрузки лунохода

обеспечивается его максимальной массой, а масса лунохода в вари-

анте адаптации 3 может быть больше массы луноходов в вариантах

адаптации 1 и 2, масса полезной нагрузки лунохода в варианте 3 так-