Previous Page  2 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 16 Next Page
Page Background

А.А. Баранов, М.О. Каратунов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016

оценки степени опасности сближения. В связи с большим количе-

ством объектов при решении указанных задач особое требование

предъявляется к быстродействию алгоритмов. Методы «прямого»

поиска сближений путем пошагового вычисления взаимного рассто-

яния оказались неэффективными. Для уменьшения времени расчета

используют алгоритмы предварительной фильтрации объектов, заве-

домо не представляющих угрозы защищаемому КА. Вместе с тем

существующие алгоритмы [4] обладают следующими недостатками:

за точку минимального расстояния принимается одна из двух

точек траектории защищаемого КА, лежащих на линии пересечения

плоскостей орбит КА и КО. Далее будет показано, что точка сбли-

жения может не принадлежать линии пересечения плоскостей орбит.

Данный эффект усиливается с ростом эксцентриситета рассматрива-

емых орбит и с уменьшением угла между плоскостями. В существу-

ющих алгоритмах этот недостаток устраняется искусственным уве-

личением размера защищаемой области для орбит с большим эксцен-

триситетом;

этап отсева, учитывающий фазу движения КА и КО [4], опира-

ется на ошибочную гипотезу о положении точки минимального рас-

стояния. В качестве критерия данного отсева принимается разность

фаз в момент прохождения КА линии пересечения плоскостей орбит,

который, как было отмечено, может не являться критичным с точки

зрения сближения;

проверка алгоритмов базировалась на применении данных ка-

талога NORAD, который имеет ряд известных недостатков.

Предлагаемая в настоящей работе

методика выявления сближе-

ний

предусматривает альтернативный подход к предварительной

фильтрации объектов, который лишен перечисленных недостатков и

обладает рядом преимуществ.

Для принятия решения об уклонении необходимо не только вы-

явить факт сближения, но и оценить степень его угрозы. От выбора

критерия оценки зависит, с одной стороны, безопасность КА, а с дру-

гой — расход топлива, который растет с увеличением числа уклоне-

ний. Далее рассмотрены различные варианты критериев, используе-

мых для оценки опасности сближения.

Постановка задачи и общий подход к решению.

На заданном

интервале времени [

t

нач

,

t

кон

] из всего множества наблюдаемых КО

необходимо выявить подмножество объектов, опасных по заданному

критерию для конкретного КА, а также определить параметры каж-

дого сближения.

Исходными данными являются:

вектор состояния и ковариационная матрица ошибок защищае-

мого КА;