Инженерный журнал: наука и инновации
# 3
2016 1
УДК 00.3+519.6 DOI 10.18698/2308-6033-2016-03-1473
Исследование точностных характеристик комплекса
алгоритмов терминального наведения перспективного
пилотируемого космического корабля на конечном
участке спуска в атмосфере Земли
© С.И. Кудрявцев
ФГУП ЦНИИмаш, Королёв, 141070, Россия
Рассмотрена задача обеспечения высокой точности посадки возвращаемого аппа-
рата (ВА) скользящего типа перспективного пилотируемого космического кораб-
ля. Актуальность данной задачи обусловлена необходимостью переноса районов
посадки с территории Республики Казахстан на территорию России. Для решения
задачи предполагается использование комбинированной системы управления спус-
ком (СУС), осуществляющей на конечном участке спуска высокоточное терми-
нальное наведение по информации от спутниковой навигационной системы. При-
ведено краткое описание разработанного комплекса алгоритмов терминального
наведения. Рассмотрены методические вопросы исследований, выполненных с ис-
пользованием модифицированного программного комплекса баллистического обес-
печения спусков кораблей «Союз ТМА-М». Представлены результаты статисти-
ческого моделирования работы комбинированной СУС, включающего моделирова-
ние автономного управления спуском до восстановления радиосвязи с навига-
ционными спутниками и моделирование терминального наведения на конечном
участке спуска. Показано, что ошибка приведения ВА в прицельную точку не пре-
вышает допустимой величины 1 км.
Ключевые слова:
возвращаемый аппарат, высокоточная посадка, комбинирован-
ная система управления, комплекс алгоритмов, терминальное наведение.
Введение.
Приоритетной задачей российской космонавтики являет-
ся повышение точности посадки пилотируемых возвращаемых аппара-
тов (ВА) скользящего типа до нескольких километров. Решение данного
вопроса позволит перенести районы посадки с территории Казахстана
на территорию России, повысить безопасность экипажей, снизить за-
траты на поиск и эвакуацию. Задачей бортовой системы управления
спуском (СУС) в данном случае является обеспечение приведения ВА в
точку начала работы парашютно-реактивной системы мягкой посадки с
ошибкой не более 1 км.
В данной работе содержатся результаты проведенных исследований
возможных точностных характеристик системы управления и, кроме
того, был учтен практический опыт работ по баллистико-навига-
ционному обеспечению спусков транспортных пилотируемых кораблей
типа «Союз» различных модификаций.
Принципы построения комбинированной системы управления
спуском.
Для решения поставленной задачи целесообразно применение