С.А. Ишков, Г.А. Филиппов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
Такой тип двигательных установок позволяет совершать транспорт-
ные операции с высокой топливной эффективностью.
Предлагается следующая баллистическая схема работы КАСМ.
В составе полезного груза ракеты-носителя КАСМ выведен разгон-
ным блоком на ГСО. Там он включается и переходит в режим ожи-
дания. При получении команды с Земли КАСМ выдвигается в задан-
ный район ГСО в окрестность фрагмента космического мусора
(ФКМ), который необходимо утилизировать. Космический аппарат
совершает сближение с ФКМ, его захват и фиксацию на своем борту.
Затем КАСМ отправляется на так называемую орбиту захоронения
[3], где отсоединяет от себя ФКМ и возвращается на ГСО для ожида-
ния новой операции.
С баллистической точки зрения наиболее сложным этапом рабо-
ты КАСМ является сближение с ФКМ для последующего его захвата
и фиксации на борту КАСМ.
В статье простые аналитические программы управления движе-
нием КАСМ с малой трансверсальной тягой.
Управление относительным движением КАСМ с малой тя-
гой.
В задаче управления относительным движением КАСМ с малой
трансверсальной тягой выделяют управление продольными и боко-
выми составляющими относительного движения. В свою очередь
управление продольными составляющими можно подразделить на
управление вековыми и периодическими составляющими.
Исследуем два КА: активный КА (в данном случае это КАСМ) и
пассивный — ФКМ. Движение рассматривается в цилиндрической
системе координат
ruz
, центр которой помещен в центр масс ФКМ,
где
r
—
расстояние от центра Земли до ФКМ;
u
— угол, отсчитывае-
мый в плоскости орбиты ФКМ от некоторой оси до КАСМ по
направлению его полета;
z
—
расстояние от плоскости орбиты ФКМ
до КАСМ [4].
Уравнения движения КАСМ в поставленной системе координат
имеют вид
2
2
;
;
;
,
r
u
r
u
u
r u
dr V
dt
du V
dt
dV V
S
dt
r r
dV V V T
dt
r